Архив за месяц: Сентябрь 2024

НА ЭТЮДАХ

НА ЭТЮДАХ

Рассказ

Художник Иван Красиков, сорокалетний худощавый мужчина с рыжей подстриженной бородкой, устроился на обочине лесной дороги перед своим треножником и писал этюд. Стояла тихая предосенняя пора. Сквозь ветви еще зеленых берез и сосновую хвою пробивались лучи солнца, оставляя на траве под стволами и на дорожной колее ослепительно светлые пятна. Лоскуты синего неба кое-где проглядывали между крон обступивших дорогу и ещё не потерявших своей красы лесных красавиц. Уходящая в чащу тропинка с жёлтыми крапинками опавших листьев, предвестницами наступающей осени, казалось, звала за собой, пробуждая в душе неодолимую грусть предстоящего расставания с теплой порой.

На небольшой картонке уже явственно проступили очертания пейзажа. И хотя работа еще не была закончена, было видно, что живописец сумел уловить то переходное состояние, возникающее только в эту сентябрьскую пору, которая через несколько дней сменится совсем другой палитрой красок. Чутьём Иван понимал, что на этот раз возвратится домой с маленьким шедевром, напоминанием о прощании с летом. Воображение уже рисовало ему будущую большую картину. Даже название ей он стал придумывать. Размечтавшись, уже представил, как её воспримут его друзья и знакомые: «А дальше ей предстоит большая жизнь. На городской выставке…, нет, лучше я сразу отдам на областную, меня наконец-то отметят, дальше будет столица…»

От этих мыслей его оторвал вдруг неизвестно откуда взявшийся на этой безлюдной лесной дороге звук велосипедного звонка. Красиков обернулся. Сзади, буквально в двух шагах, уже спешившись, стоял незнакомец, держась за руль своего двухколесного транспорта.

Иван относился к случайным зрителям снисходительно, признавая неизбежность общения с ними. Конечно, попадались разные. Одни вежливо спрашивали разрешения посмотреть, другие сразу выносили резюме: похоже, или не похоже. Это людское любопытство всегда немножко смешило, но не раздражало его. «Каждому свое», – отмечал он про себя. Спорить во время работы было некогда, и поэтому чаще в разговоры не вступал. Вот и теперь подумал: «Заговорить с ним, или подождать?».

Его нежданный соглядатай вдруг поздоровался. Иван ответил.

– Что, деревья срисовываем? – поинтересовался тот, очевидно пытаясь преодолеть затянувшуюся паузу.

– Да, уж, пробуем, – в тон ему произнес Красиков, сразу предположив, что сейчас его творчество будут оценивать.

– А ничего получается – приободрил его велосипедист, – даже очень неплохо. Вы наверно художник?

– Разве похож? – поддержал тему Иван, обернувшись и с усмешкой посмотрев на собеседника.

– Похож, и даже очень, – заключил совершенно серьезно тот, затем заметил: – К нам в колхоз тоже когда-то приезжал художник, для сельсовета Ленина рисовал. Так хорошо получился, что не отличишь от настоящего.

– Ну, спасибо, – Красиков не скрывал улыбки. Разговор все больше занимал его, и он чуть оторвался от работы, положив кисти на край этюдника. – А вы сами-то куда направляетесь?

– В Зарницу, хата у меня там. Наверно знаете наш посёлок, он тут недалеко, прямо по этой дороге, – показал он в сторону, куда уходила лесная колея, и, немного подумав, продолжил: – Я теперь в городе работаю, а домой каждый вечер езжу.

Иван уже успел оглядеть его. Средних лет, по-деревенски крепко сбитый, круглолицый и добродушный, он явно не спешил, и рад был возможности поговорить со встречным. Неожиданно предложил:

– Не хотите повечерять со мной. Я тут везу с собой немного. Все равно дома сегодня никого нет, жинка поехала к теще, – и он, свернув с велосипедом на обочину, снял с багажника сумку и стал вынимать из нее хлеб, колбасу, несколько помидоров и раскладывать на газете.

– Нет уж, вы извините, кушайте, а я еще поработаю, – ответил Красиков, с утра ничего не евший, и отвернулся к этюднику, схватившись за кисти. – Вот принесла нелегкая на мою голову, – уже тихо, про себя, добавил он.

– Да не стесняйтесь, докрасите потом. У вас уже и так всё хорошо. – Немного промолчав, продолжил: – А у меня тут и ещё кое-что найдётся.

Иван обернулся. Его собеседник по-хозяйски расположился возле молодой елочки, разрезал овощи, и достал стакан. Бутылка без этикетки уже стояла перед ним, закрывая дном напечатанную в газете фотографию бывшего президента, объявившего когда-то о введении в стране поголовно трезвого образа жизни.

«А, была – не была, – подумал Красиков, усмехнувшись такому совпадению, – отдохну немного, а потом допишу, тем более этюд почти готов. Все равно не отвертишься».

И он, сделав вид, что с большой неохотой отрывается от работы и только уступая настойчивым просьбам нового знакомого, не спеша подошел к импровизированному столу. – А вы человека нарисовать сможете? – после небольшой паузы, вызванной приёмом первых полстакана самогона и проглоченного куска колбасы с малосольным огурцом, спросил его хозяин всего этого изобилия.

– Конечно, – промычал Иван полным ртом. В голове он уже почувствовал знакомые ощущения охмеления. – А ты хочешь чтобы я тебя нарисовал?

– Да не меня, мою жинку. Дома фотография есть, ты с неё и срисуешь. Приезжай ко мне погостеваться, я тебе сала дам. Не бойся, не обижу. Меня все там знают, – махнул рукой в сторону леса. – Спроси только Лешку, – представился таким образом он. И оба не заметили, что уже перешли, как давние знакомые на ты.

– С фотографии плохо получится, – заявил Красиков, нужна живая натура.

– Это что, в голом виде? – произнес Лешка. Мне такая не надо. Вот если просто голую бабу…

– Да не голую, – перебил его Иван, – просто чтобы я на неё смотрел и рисовал, – вспомнив, что почему-то для многих слово «натура» ассоциируется совсем не с основным ее смыслом.

– А, так бы и сказал, – спохватился Лешка. – Но я хочу, чтоб как на фотке.

– Хорошо, – согласился Иван, – будет время, обязательно приеду, – догадавшись, что красотой супруга его нового знакомого вовсе не блистала.

За разговорами незаметно пролетело время. Признаки ранних сумерек уже заявили о себе оранжевым оттенком заходящего солнца, как кистью окрасившего своими лучами деревья и землю.

Бутылка была уже распита. Сытый и раздобревший от Лешкиных харчей, Красиков уже полулежал, облокотившись одной рукой на зеленую травку, и блаженно улыбался, забыв и про неоконченный этюд, и про будущую картину. Все окружающее у него в глазах уже плыло, переплеталось в невообразимые кружева, то падая, то взмывая ввысь.

– Красота-то какая! – заявил он вдруг своему новому знакомому. – Посмотри вокруг.

– Давай споем, – предложил вдруг Лешка.

Он поднялся, потянул за собой Ивана. Обнявшись подошли к этюднику. Лешка затянул «Ой мороз, мороз», Иван подхватил. Некоторое время они вслушивались в звуки собственных голосов, нестройным эхом отзывавшихся из леса.

– Слушай, – заплетающимся языком сказал Лешка. – Отдай мне твою фотку с деревьями, я ее у себя в хате на стенку повешу. Все наши мужики придут смотреть.

Иван наморщил лоб и прекратил петь. Некоторое время он о чем-то напряженно думал, затем с решительным видом придвинулся к своей работе. Вынул этюд из пазов, испачкав в краску пальцы не совсем рассчитанным движением.

– На, держи! Для тебя мне не жалко, – протянул он пейзаж Лёшке.

Через некоторое время, проводив своего новоиспеченного друга, так и не сумевшего залезть на велосипед, и поэтому отправившегося пешком, опираясь на руль одной рукой, потому что другая держала подарок, все норовящий прислониться невысохшей стороной к его рубашке, Красиков, тоже стал собираться.

Когда он добрался до города, было уже совсем темно. Единственное, что Иван хорошо запомнил про обратную дорогу, показавшуюся почему-то намного короче обычной, это ощущение исполненного долга и незыблемой веры в собственное предназначение творца, несущего людям свет искусства.

Наутро Красиков вспомнил и свой поход на этюды, и всё остальное. Сокрушаясь о зря проведенном дне, он пнул ногой валявшийся у кровати ящик с красками, закурил. За окном начал накрапывать дождь, погода портилась надолго. К тому же побаливала голова.

– Это ж надо, – корил он себя, – так опростоволоситься. – Обвел потухшими глазами комнату.

Взгляд вдруг остановился на висевшем на стене календаре. Он видел изображенный там пейзаж уже много раз, однако заинтересованно приблизился.

– А что, ничего. Очень даже похоже. – тихонько вынес он резюме и улыбнулся, мысленно поймав себя на том, что процитировал слова своего вчерашнего знакомого. Снял календарь и подошел к окну. – Всё равно не всякий догадается, а кто поймет – не скажет. И искусства без ремесла не бывает, – закончил вслух философствовать в свое оправдание, пристально вглядываясь в цветную репродукцию.

Шум дождя за окном становился все сильней, отвлекая мысли от невеселых воспоминаний и заглушая последние угрызения совести. Повернувшись к стоявшему посреди комнаты мольберту, он прикрепил изображение к его верхней перекладине, достал заранее подготовленный подрамник с чистым белым холстом. Устанавливая его на станок, Красиков уже не вспоминал о вчерашнем. На душе становилось тихо и умиротворенно.

2001-2002гг.

Константин Попов

ВСТРЕЧА С ПИСАТЕЛЬНИЦЕЙ

ВСТРЕЧА С ПИСАТЕЛЬНИЦЕЙ

26 сентября в Новозыбковской Центральной городской библиотеке имени Н.Д. Долгорукова состоялась встреча с поэтессой, прозаиком, членом Союза писателей России Эвелиной Чарковской. Она наша землячка из Москвы, ее детские и юношеские годы связаны с нашим городом. Новозыбковцам хорошо известно и имя её отца, Анатолия Чарковского, участника войны, орденоносца, которому посвящен стенд в Новозыбковском краеведческом музее а… Читать далее…

СОБРАЛИСЬ ФОТОГРАФЫ

СОБРАЛИСЬ ФОТОГРАФЫ

22 сентября в Центральной городской библиотеке им. Н.Д. Долгорукова состоялась встреча новозыбковских любителей фотографии с недавно переехавшим на постоянное местожительство в Новозыбков участником и лауреатом нескольких международных фотовыставок Виталием Заболеевым-Зотовым. Наш земляк рассказал о своем творчестве, показал ряд фоторабот, принимавших участие в конкурсах, поделился планами на будущее. Одним из предложенных им ближайших проектов должна стать… Читать далее…

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА “ЗЫБЧАН” 13.09.2024 г.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА “ЗЫБЧАН” 13.09.2024 г.

В новозыбковской газете “Маяк” от 13 сентября с.г. вышла литературная страница ЛИТО “Зыбчане”. Полоса открывается рассказом-миниатюрой Надежды Кожевниковой “Старый веник”. Здесь же представлены стихотворения Елены Трубеневой, Любови Лабутиной, Ивана Соловьева, Светланы Войтовой, Татьяны Самусенко. Подготовила выпуск Валентина Басова. Оформление редакционное. Читать далее…

ЛИТСТРАНИЦА. Издание “Маяк”, 2024.09.13.

ЛИТСТРАНИЦА. Издание “Маяк”, 2024.09.13.

Литстраница в газете “Маяк” от 13 сентября 2024 года литературного объединения (ЛИТО) “Зыбчане”. Рассказом представлена Надежда Кожевникова; стихотворениями: Елена Трубенева,  Любовь Лабутина, Иван Соловьев, Татьяна Самусенко, Светлана Войтова. Страница в черно-белом варианте. Подготовила выпуск Валентина Басова. Читать далее…

СЛАВЯНСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДОЖИНКИ – 24

СЛАВЯНСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДОЖИНКИ – 24

4 сентября с.г. в г. Гомеле, в городском культурном центре, состоялось открытие XIX Международного фестиваля-праздника “Славянские литературные дожинки”, который давно стал частью ежегодного регионального фестиваля литературы, культуры, народных традиций “На земле Кирилла Туровского”. На нем встретились литераторы Беларуси (Гомельское отделение СПБ), России и Эстонии. Праздник продолжился в гг. Светлогорске, Турове, Житковичах. Читать далее…

ЮБИЛЕЙ И.В. ПЕНЮКОВОЙ

ЮБИЛЕЙ И.В. ПЕНЮКОВОЙ

2 сентября отмечает своё пятидесятилетие наша землячка, руководитель Брянской региональной организации Союза писателей России Ирина Валентиновна Пенюкова. Читать далее…

ТРИДЦАТЫЙ ВЫПУСК ЛИТСТРАНИЦЫ “ЗЫБИНКА”

ТРИДЦАТЫЙ ВЫПУСК ЛИТСТРАНИЦЫ “ЗЫБИНКА”

На сайте “Зыбчане” опубликован тридцатый, юбилейный выпуск электронной литературной страницы от 1 сентября с.г. Страница в этот раз предваряет первый осенний месяц, которому и посвящена. В этом выпуске представлен рассказом Константин Попов, стихотворениями – Надежда Кожевникова (оба г. Новозыбков), Александр Мельников (г. Таллин, Эстония) и Наталья Муталибова (г. Москва), впервые публикующаяся в нашем издании. Также… Читать далее…