ПОКЛОНИМСЯ ВСЕМ НАШИМ ДЕРЕВНЯМ

ПОКЛОНИМСЯ ВСЕМ НАШИМ ДЕРЕВНЯМ

Это теперь сторона наша лесная деревенская безлюдна и заброшена. На памяти же нашей совсем еще недавно была она многолюдной, всюду кипела жизнь, ни одного клочка земли не пустовало. С началом весны всё цвело, благоухало, наливалось силой земли, а к осени радовало урожаем. А сколько было деревень! У каждой своё неповторимое лицо, своя краса, своя история. А названия одно другого милее: Му́севка, Руса́новка, Хорошко́во, Ба́бинки, Зимни́цы… Было в нашей окраинной округе более двух десятков деревень, разбросанных на разном удалении вкруг села Тюни́на. На самой границе со Смоленщиной одна подле другой несколько небольших деревенек и посёлков: Ря́сник, Ще́пет, Труно́вка, Толсто́бино, Красная Заря́, Верещави́чи.

По утрам петухи голосистые соседствующих селений устраивали шумную перекличку, а по вечерам гармонисты состязались меж собой в мастерстве да подначивая друг дружку частушечной припевкой, отводили душу после трудового дня местные певуньи. Каким счастливым был для нас, детворы, послевоенный мир! Несмотря на бедность, на тяжелейший труд, на бездорожье, как всё же неистово трудились люди, сколько было энергии, энтузиазма! И при этом, как умели радоваться жизни! И возможно потому, спустя много лет, отрадно сознавать, что детские наши годы прошли в неком чудесном оазисе любви и доброты, чистоты и свободы.

В нынешний юбилейный год Великой Победы было бы несправедливо обойти вниманием наши милые деревни, не вспомнить их, великих тружениц, к концу 20 столетия почти полностью исчезнувших с лица земли. Все без исключения деревни, даже самые маленькие, глухие и заброшенные- это истинные кормилицы матушки – России . Из одной только деревеньки Рясник в сорок дворов ушло на фронт около ста человек. Оторванные от привычной крестьянской работы простые мужики встали в солдатский строй. По-разному сложились их судьбы. Пережив много горя, выплакав немало слез, перенеся жестокую оккупацию, деревни выстояли, выжили, но ни одну почти хату не обошли стороной похоронки. Фактически две трети деревенских семей потеряли кормильцев, а все заботы о детях, о хозяйстве, о колхозе легли тогда на плечи овдовевших женщин и подростков.

Одна из таких женщин – Ефросинья Григорьевна Мануева, которую до конца жизни так и звали по имени мужа Макарихой. Муж её Макар Иванович 1913 года рождения в первые дни войны был призван Рогнединским РВК в действующую армию. До самой старости хранила вдова похоронку на него, где было указано, что ефрейтор Мануев М.И. погиб в бою 26 октября 1943 года. Через три тяжелейших года войны смерть настигла солдата уже на территории Белоруссии, когда врага гнали на запад. Частенько вспоминала Макариха свою нелегкую жизнь и очень дорожила тем, что связанно с ее мужем. Хоть и прожили супруги после венчания всего ничего, успев лишь деток двоих нажить, но навсегда остался Макар для Фроси единственным суженным и в сердце, и в жизни. И как большинство других солдатских вдов деревенских, прожила она всю жизнь в одиночестве. Сильная, выносливая, работала непокладая рук, непреклонной была, гордой и строгой. За всю жизнь эта простая русская женщина не уронила ни чести своей, ни достоинства, одна подняла детей, помогла вынянчить внука. Почти совсем ослепшая к старости, она всё же не теряла надежды съездить на могилу своего Макара в далекую Белоруссию. И съездила бы, если бы не недуги да беспросветная нужда.

Хочется надеяться, что внуки её непременно осуществят бабушкину главную мечту, а если не внуки, то уж правнуки обязательно съездят в деревню Ивановщина Дубровинского района Витебской области, отыщут могилу прадеда, отвезут горстку родимой землицы да поклон земной с родины. Сохранив память о герое войны, передадут её своим детям и внукам.

К сожалению, вместе с исчезнувшими деревнями, ушли в большинстве своем те, кто берег память о солдатах войны. Жизнь разбросала по свету потомков героев, кто ценой своей жизни отстоял мир на земле. Вряд ли возможно отыскать самых близких родственников, внуков или правнуков, ещё одного Героя Великой Отечественной войны –Трофима Ефремовича Сёмкина, уроженца посёлка Красная Заря. Хорошо, что ещё живы те, кто знал его и помнят его жизненный подвиг. У Трофима Ефремовича, родившегося в 1898 году и получившего образование, была совершенно мирная профессия – он учительствовал то ли в Паки́ничах, то ли в Паци́ни. На фронт его не взяли. Но в 1943 году он ушел добровольно с Красной Армией, чтоб отомстить фашистам за смерть жены. Оставляя детей у родственников, солдат очень надеялся вернуться. Но 8 августа 1944 года гвардии сержант, помощник командира взвода Трофим Сёмкин был убит. Это произошло на территории бывшей тогда Латвийской ССР. Где-то там, на хуторе Болины и поныне покоится прах нашего земляка – солдата Великой войны. Вряд ли с учётом современных событий смогут отыскать могилу дорогого родственника потомки бывшего деревенского учителя – время неумолимо засыпает пеплом всё, что своевременно не доводится до конца. Всего два имени и две удивительно похожие судьбы. И так за каждым именем своя история жизни, свой гражданский подвиг.

В центре села Тюнина в скверике стоит обелиск воинам, не вернувшимся с войны. Почетный караул строгих елей бережет память о погибших. Среди имён, вписанных на стенах обелиска – имена героев – земляков, уроженцев наших деревень. Это они, молодые и не очень, в большинстве своем простые работяги-крестьяне, ценой собственной жизни приблизили Великую Победу, которой мы все гордимся и которую чествуем ежегодно в начале мая. Семьдесят лет минуло с тех пор, как закончилась война, но и поныне традиционно для большинства из нас Праздник Победы – это самый дорогой нам, самый яркий, самый величественный Праздник. Поклонимся до земли всем, и живым, и тем, кого нет, за их великий Подвиг. И поклонимся каждой деревне нашей, взрастившей своих Героев, давшей им и силы и мужество. Пусть большинства из селении уже нет, но пусть и о них живет Память в сердцах благодарных потомков.

М. Бальзарайтене.

Извините, комментарии закрыты.