ВСЕМ СЁСТРАМ ПО СЕРЬГАМ | Зыбчане

ВСЕМ СЁСТРАМ ПО СЕРЬГАМ

Заметки по поводу проведения первого литературного фестиваля-конкурса в Новозыбкове

3 октября 2019 г.

Прошедший в День города 28 сентября заключительный этап фестиваля-конкурса литературных произведений имени писателя А.А. Жаренова «Живой родник» собрал немало участников, гостей и немного любопытствующей публики. Анонсированный ранее сайтом Брянской писательской организации по инициативе Новозыбковского литературного объединения (культурного центра) «Родник» при поддержке городской администрации, он завершился в этот день церемонией награждения победителей.

Перед началом церемонии награждения

Проходила она на пятачке у фонтана в центральном городском сквере и со стороны выглядело как одно из праздничных мероприятий. К тому же рядом шумела площадь, играла музыка и работала ярмарка, поэтому всё это, безусловно, отвлекало.

В.Сорочкин и В.Быкова.

Среди хорошо узнаваемых лиц мероприятия были председатель Брянской общественной организации Союза писателей Владимир Сорочкин, член правления Людмила Ашеко (они же члены жюри), приехавшие из Брянска поэты Виктор Володин и Наталья Шестакова, руководители и участники литературных объединений Стародуба, Климово, Красной Горы, Сельцо, Добруша и Гомеля, другие участники и гости. Многие из них давно и плодотворно поддерживают творческие связи с новозыбковскими литераторами и поэтому явились сюда не только за получением наград, но и как просто добрые и хорошие знакомые.

Выступает заместитель главы администрации города А.Небылица.
Выступает руководитель межрайонного т/о Н.Смолянкин.

Названия номинаций и число вручаемых дипломов оказалось весьма многочисленным и разноплановым, хотя и несколько урезанным по сравнению с анонсированными. Помимо основных: «Поэзия», «Проза», «Детская литература», «Фэнтези», особенно умилило наличие отдельных жанровых номинаций, направленных на привитие любви к нашему городу. На словах, конечно. Не забыт был и очерково-публицистический жанр, выразившийся, впрочем, не совсем удобоваримым и длинным названием: «Знаменитые и интересные люди Брянской области и города Новозыбкова». К сожалению. так и остались на бумаге, очевидно из-за отсутствия предложений, ранее включённые в положение молодёжные и художественные номинации.

Вручение диплома Н.Кожевниковой (Новозыбков).
Вручение наград Л.Четырбок (Стародуб).
Вручение наград Е.Кузнецовой (Брянск).
Вручение наград В.Олейнику (Новозыбков).

После кратких вступлений официальных лиц состоялось вручение наград, которое вылилось в очередь за дипломами и специально изданным к фестивалю сборником произведений его участников (и не только). Если бы не время от времени развлекающие публику самодеятельные артисты, то от однообразия и длительности всей процедуры можно было разбежаться задолго до его окончания. Что, в принципе, и происходило, ибо к концу мероприятия сторонних зрителей почти не осталось. Сложилось впечатление, что дипломы разных степеней были вручены не только всем участникам (и даже не участникам) конкурса, но и всем присутствующим. Некоторые после церемонии держали их в руках по нескольку штук, ибо были делегированы от своих организаций в единственном числе. Если жителям областных центров это ещё как-то можно было простить (ехать то далеко, да ещё в провинцию), то не явившимся на награждение нашим согражданам (в основном членам «Родника») это было совсем не к лицу. Впрочем, у тех, возможно, были свои соображения и причины.

Екатерина Кузнецова (Брянск).

Большинство награждённых представляли творческие объединения, с которыми организаторы уже давно знакомы: «Родники» (Гомель), «Вдохновение» (Добруш), «Глаголъ» (Стародуб), «Светоч» (Климово).
Как говорится, раздали всем сёстрам по серьгам. Естественно, не были забыты и сами, любимые. Общее же перечисление дипломантов легко найти в других источниках, поэтому подробно на этом можно не останавливаться.

Игорь Анисимов (Новозыбков).

Завершая освещение самого мероприятия, можно ещё констатировать, что место для завершения фестиваля было выбрано весьма неудачное. Это всё-таки не ярмарочно-балаганное представление. Непритязательно выглядел и задник «сцены» – бывший вход в котельную городского кинотеатра с торчащей прямо перед зрителями урной и окнами из туалета. Но с этим ничего не поделаешь, нет теперь у нас ни открытой эстрады в городе, ни летнего театра в парке, где и должны проходить такие мероприятия, подобно таким же конкурсам, например, в Трубчевске или Стародубе. К тому же и погода в этот день не совсем баловала. Осень то уже на дворе.

Выступления самодеятельных артистов.

Явный пролёт были с подбором ведущих, точнее, их просто не было. Представители «Родника» на эту роль просто не тянули, хотя никто не отнимает у них заслуг в продвижении литературного праздника. Ведущих же на такую роль вполне можно было подобрать и подготовить. Только кто должен был этим заниматься? Выручал председатель жюри В. Сорочкин, он же вручал и награды.

Елизавета Садкова (Новозыбков).

Как-то были отодвинуты в сторону руководители библиотеки, отдела культуры, так и не удостоившиеся приглашения выступить, хотя их роль в этом деле была немалая. К примеру, именно силами библиотеки свёрстан и издан сборник, оформлена и озвучена сама процедура награждения. Так и простояла в стороне от всего действа Светлана Булатова, начальник отдела культуры спорта и молодёжной политики, официального организатора фестиваля.

А. Хандожко (Кр. Гора) и Н.Смолянкин (Климово).
Наталья Романова и Артемий Чмут (Стародуб).

Теперь общие соображения. Сама форма мероприятия стала почти дословным повторением появившегося два года назад в Стародубе конкурса имени Г. Метельского «Листья дуба». Если в их Положении заменить слово «Стародуб» на «Новозыбков», то получится, в принципе, одно и то же. Ничего нового, в этом плане, организаторы в Новозыбкове не придумали. Разве что стародубское литобъединение «Волшебное перо» (руководитель Юлия Иванова) всё-таки не решились выпячивать себя на фоне в общем-то широкого профиля конкурсе. В отличие от «Родника» (руководитель и член жюри конкурса Валентина Быкова), зациклившегося на рекламе самих себя.

Людмила Яськова (Добруш).

Появление же второго, одинакового по форме литературного конкурса (и также «международного») на ограниченной в целом географической территории, почти в соседнем районе, – не слишком ли большое расточительство, тем более, что его участники и главные члены жюри, в принципе, одни и те же люди. Или, может быть, число литераторов у нас сопоставимо с числом представителей массовых профессий? Разве нет других форм литературно-общественной работы, например, тематические чтения. Воистину удивляет такое стремление к подражанию.

Алла Белькова (Гомель).

Не нужно быть большим пророком, чтобы предсказать в будущем повторение в числе номинантов одних и тех же имён. Вот и в двух последних конкурсах (Стародубском и Новозыбковском) появились свои «многостаночники», успевшие отличиться и там, и здесь. Все они наши местные, доморощенные, если брать чуть шире – из юго-западных районов, и ждать притока откуда-то издалека – большое заблуждение. Не такой уж это высокий престиж приехать в глубинку, чтобы получить диплом без денежного вознаграждения имени ныне почти забытого в «столицах» писателя, да ещё вымучивать хвалебные вирши в честь райцентра, в котором, зачастую, ещё и не бывали.

Анна Воронина (Сельцо).

Имя А. Жаренова (о нём, его биографии, кстати, так и не было упомянуто при награждении) в «титрах» фестиваля – явный промах организаторов конкурса. Анатолий Александрович Жаренов (1922 – 1975) не является нашим земляком, никогда не писал стихов, да и был писателем строго ограниченного жанра – детектива и фантастики. О нашем городе также ничего не сочинил (прожил в нём всего лишь четыре года). К тому же музей А. Жаренова находится не в Новозыбкове, а на его родине, в г. Угличе Ярославской области. Поэтому даже такие имена, как Виктор Губарев, Артём Маневич, тем более Илья Швец были бы гораздо более точным и верным отражением идеи конкурса. Но тут ничего не поделаешь, некому было просто вовремя поправить застрявшие в головах идеологизмы.

Андрей Кочетов (Новозыбков).

Появившийся на свет сборник (редактор-составитель В. Быкова) также, мягко говоря, не свободен от редакторских и корректорских погрешностей. Об этом можно долго говорить отдельно. Если кратко, то любое коллективное издание появляется на свет либо для читателей, либо (что гораздо хуже) для «писателей». В данном случае явно превалирует вторая тенденция. К тому же оказалась не совсем понятной концепция и систематика сборника. По этому поводу уместно процитировать отрывок из известной басни С. Михалкова: «И Нил, и дуб, и огород, и даже — мёд! На случай, если вдруг медведь придёт». Хотя среди опубликованных произведений участников, гостей и просто непонятно откуда взявшихся авторов есть и достойные для прочтения стихотворения, рассказы и даже повесть. Но это совсем не заслуга редакции.

Обложка сборника

И ещё раз о главном. Престижность любого литературного фестиваля или конкурса зависит от статуса и уровня полномочий учредителей, величины финансовых влияний спонсоров, компетенции и авторитета членов жюри. К тому же оценка такой тонкой духовной материи как художественная литература всегда чревата субъективностью. Тем не менее, существуют десятки литературных и других творческих конкурсов под эгидой редакций литературных и художественных журналов, издательств, культурно-просветительских, коммерческих, благотворительных и других общественных организаций и учреждений. Проведение и активное участие в конкурсе представителей самих литераторов всегда чревато слабостью потакнуть «ближнему своему». Поэтому организаторам в таких случаях нужно как можно дальше дистанцироваться от «пишущей братии». Во всяком случае крупные творческие организации, отделения Союзов писателей, в том числе на Брянщине, такие мероприятия не организуют. А вот на районном уровне почему-то такое сплошь и рядом: сами пишем, сами себя оцениваем и сами же награждаем. Как будто больше нечем заниматься? Пишите, издавайте, пропагандируйте своё творчество. Время оценит каждого. Так нет, нужно ещё непременно и свой конкурс, непременно с награждениями, непременно здесь и сейчас.

Антонина Радченко (Новозыбков).

На авторитетном и престижном фестивале такое, конечно, не пройдёт. Поэтому вряд ли когда услышим среди членов жюри областных премий имени Бояна, «Хрустальная лира» или «Русский путь» фамилии пусть даже и известных брянских литераторов. Нет, например, и в членах жюри Новозыбковского театрального фестиваля «Славянский перекрёсток» местных театралов: режиссёров и артистов. Неэтично просто это. Тем более за бюджетные деньги.

Выступает Наталья Шестакова (Брянск).

И если в дальнейшем городской отдел культуры, администрация города, выделяющие на это какие-никакие средства, сделает для себя соответствующие выводы, возьмёт бразды правления в свои руки, сумеет создать действительно независимое представительство в жюри, редакции, оргкомитете, тогда, может быть, фестиваль станет действительно авторитетным и самостоятельным. А пока подобная тенденция сохраняется, ненароком можно загубить и обесценить в глазах компетентной публики, пусть и не совсем идеально начатое, но, в принципе, совсем не безнадёжное дело.

Общее фото участников и лауреатов.

И о будущем. В перспективе развитие другого, главного на Новозыбковщине поэтического праздника памяти Ильи Швеца, неизбежно приведёт и к необходимости организовать введение литературных наград с обязательным вручением в Белом Колодце в день рождения поэта, тем более организация праздника и его финансирование теперь передаётся в одни и те же руки. А вот тогда двух по сути одинаковых мероприятий, да ещё с конкурсами, бюджетный «боливар» может и не выдержать. Кого из них в первую очередь придётся «сбросить с седла», думаю, для всех очевидно. А как оно получится дальше – время покажет.

Константин Попов. Фото автора.

Вы можете оставить комментарий ниже.
Яндекс.Метрика