Заметки по поводу проведения первого литературного фестиваля-конкурса в Новозыбкове
3 октября 2019 г.
Прошедший в День города 28 сентября заключительный этап фестиваля-конкурса литературных произведений имени писателя А.А. Жаренова «Живой родник» собрал немало участников, гостей и немного любопытствующей публики. Анонсированный ранее сайтом Брянской писательской организации по инициативе Новозыбковского литературного объединения (культурного центра) «Родник» при поддержке городской администрации, он завершился в этот день церемонией награждения победителей.
Проходила она на пятачке у фонтана в центральном городском сквере и со стороны выглядело как одно из праздничных мероприятий. К тому же рядом шумела площадь, играла музыка и работала ярмарка, поэтому всё это, безусловно, отвлекало.
Среди хорошо узнаваемых лиц мероприятия были председатель Брянской общественной организации Союза писателей Владимир Сорочкин, член правления Людмила Ашеко (они же члены жюри), приехавшие из Брянска поэты Виктор Володин и Наталья Шестакова, руководители и участники литературных объединений Стародуба, Климово, Красной Горы, Сельцо, Добруша и Гомеля, другие участники и гости. Многие из них давно и плодотворно поддерживают творческие связи с новозыбковскими литераторами и поэтому явились сюда не только за получением наград, но и как просто добрые и хорошие знакомые.
Названия номинаций и число вручаемых дипломов оказалось весьма многочисленным и разноплановым, хотя и несколько урезанным по сравнению с анонсированными. Помимо основных: «Поэзия», «Проза», «Детская литература», «Фэнтези», особенно умилило наличие отдельных жанровых номинаций, направленных на привитие любви к нашему городу. На словах, конечно. Не забыт был и очерково-публицистический жанр, выразившийся, впрочем, не совсем удобоваримым и длинным названием: «Знаменитые и интересные люди Брянской области и города Новозыбкова». К сожалению. так и остались на бумаге, очевидно из-за отсутствия предложений, ранее включённые в положение молодёжные и художественные номинации.
После кратких вступлений официальных лиц состоялось вручение наград, которое вылилось в очередь за дипломами и специально изданным к фестивалю сборником произведений его участников (и не только). Если бы не время от времени развлекающие публику самодеятельные артисты, то от однообразия и длительности всей процедуры можно было разбежаться задолго до его окончания. Что, в принципе, и происходило, ибо к концу мероприятия сторонних зрителей почти не осталось. Сложилось впечатление, что дипломы разных степеней были вручены не только всем участникам (и даже не участникам) конкурса, но и всем присутствующим. Некоторые после церемонии держали их в руках по нескольку штук, ибо были делегированы от своих организаций в единственном числе. Если жителям областных центров это ещё как-то можно было простить (ехать то далеко, да ещё в провинцию), то не явившимся на награждение нашим согражданам (в основном членам «Родника») это было совсем не к лицу. Впрочем, у тех, возможно, были свои соображения и причины.
Большинство награждённых представляли творческие объединения, с которыми организаторы уже давно знакомы: «Родники» (Гомель), «Вдохновение» (Добруш), «Глаголъ» (Стародуб), «Светоч» (Климово).
Как говорится, раздали всем сёстрам по серьгам. Естественно, не были забыты и сами, любимые. Общее же перечисление дипломантов легко найти в других источниках, поэтому подробно на этом можно не останавливаться.
Завершая освещение самого мероприятия, можно ещё констатировать, что место для завершения фестиваля было выбрано весьма неудачное. Это всё-таки не ярмарочно-балаганное представление. Непритязательно выглядел и задник «сцены» – бывший вход в котельную городского кинотеатра с торчащей прямо перед зрителями урной и окнами из туалета. Но с этим ничего не поделаешь, нет теперь у нас ни открытой эстрады в городе, ни летнего театра в парке, где и должны проходить такие мероприятия, подобно таким же конкурсам, например, в Трубчевске или Стародубе. К тому же и погода в этот день не совсем баловала. Осень то уже на дворе.
Явный пролёт были с подбором ведущих, точнее, их просто не было. Представители «Родника» на эту роль просто не тянули, хотя никто не отнимает у них заслуг в продвижении литературного праздника. Ведущих же на такую роль вполне можно было подобрать и подготовить. Только кто должен был этим заниматься? Выручал председатель жюри В. Сорочкин, он же вручал и награды.
Как-то были отодвинуты в сторону руководители библиотеки, отдела культуры, так и не удостоившиеся приглашения выступить, хотя их роль в этом деле была немалая. К примеру, именно силами библиотеки свёрстан и издан сборник, оформлена и озвучена сама процедура награждения. Так и простояла в стороне от всего действа Светлана Булатова, начальник отдела культуры спорта и молодёжной политики, официального организатора фестиваля.
Теперь общие соображения. Сама форма мероприятия стала почти дословным повторением появившегося два года назад в Стародубе конкурса имени Г. Метельского «Листья дуба». Если в их Положении заменить слово «Стародуб» на «Новозыбков», то получится, в принципе, одно и то же. Ничего нового, в этом плане, организаторы в Новозыбкове не придумали. Разве что стародубское литобъединение «Волшебное перо» (руководитель Юлия Иванова) всё-таки не решились выпячивать себя на фоне в общем-то широкого профиля конкурсе. В отличие от «Родника» (руководитель и член жюри конкурса Валентина Быкова), зациклившегося на рекламе самих себя.
Появление же второго, одинакового по форме литературного конкурса (и также «международного») на ограниченной в целом географической территории, почти в соседнем районе, – не слишком ли большое расточительство, тем более, что его участники и главные члены жюри, в принципе, одни и те же люди. Или, может быть, число литераторов у нас сопоставимо с числом представителей массовых профессий? Разве нет других форм литературно-общественной работы, например, тематические чтения. Воистину удивляет такое стремление к подражанию.
Не нужно быть большим пророком, чтобы предсказать в будущем повторение в числе номинантов одних и тех же имён. Вот и в двух последних конкурсах (Стародубском и Новозыбковском) появились свои «многостаночники», успевшие отличиться и там, и здесь. Все они наши местные, доморощенные, если брать чуть шире – из юго-западных районов, и ждать притока откуда-то издалека – большое заблуждение. Не такой уж это высокий престиж приехать в глубинку, чтобы получить диплом без денежного вознаграждения имени ныне почти забытого в «столицах» писателя, да ещё вымучивать хвалебные вирши в честь райцентра, в котором, зачастую, ещё и не бывали.
Имя А. Жаренова (о нём, его биографии, кстати, так и не было упомянуто при награждении) в «титрах» фестиваля – явный промах организаторов конкурса. Анатолий Александрович Жаренов (1922 – 1975) не является нашим земляком, никогда не писал стихов, да и был писателем строго ограниченного жанра – детектива и фантастики. О нашем городе также ничего не сочинил (прожил в нём всего лишь четыре года). К тому же музей А. Жаренова находится не в Новозыбкове, а на его родине, в г. Угличе Ярославской области. Поэтому даже такие имена, как Виктор Губарев, Артём Маневич, тем более Илья Швец были бы гораздо более точным и верным отражением идеи конкурса. Но тут ничего не поделаешь, некому было просто вовремя поправить застрявшие в головах идеологизмы.
Появившийся на свет сборник (редактор-составитель В. Быкова) также, мягко говоря, не свободен от редакторских и корректорских погрешностей. Об этом можно долго говорить отдельно. Если кратко, то любое коллективное издание появляется на свет либо для читателей, либо (что гораздо хуже) для «писателей». В данном случае явно превалирует вторая тенденция. К тому же оказалась не совсем понятной концепция и систематика сборника. По этому поводу уместно процитировать отрывок из известной басни С. Михалкова: «И Нил, и дуб, и огород, и даже — мёд! На случай, если вдруг медведь придёт». Хотя среди опубликованных произведений участников, гостей и просто непонятно откуда взявшихся авторов есть и достойные для прочтения стихотворения, рассказы и даже повесть. Но это совсем не заслуга редакции.
И ещё раз о главном. Престижность любого литературного фестиваля или конкурса зависит от статуса и уровня полномочий учредителей, величины финансовых влияний спонсоров, компетенции и авторитета членов жюри. К тому же оценка такой тонкой духовной материи как художественная литература всегда чревата субъективностью. Тем не менее, существуют десятки литературных и других творческих конкурсов под эгидой редакций литературных и художественных журналов, издательств, культурно-просветительских, коммерческих, благотворительных и других общественных организаций и учреждений. Проведение и активное участие в конкурсе представителей самих литераторов всегда чревато слабостью потакнуть «ближнему своему». Поэтому организаторам в таких случаях нужно как можно дальше дистанцироваться от «пишущей братии». Во всяком случае крупные творческие организации, отделения Союзов писателей, в том числе на Брянщине, такие мероприятия не организуют. А вот на районном уровне почему-то такое сплошь и рядом: сами пишем, сами себя оцениваем и сами же награждаем. Как будто больше нечем заниматься? Пишите, издавайте, пропагандируйте своё творчество. Время оценит каждого. Так нет, нужно ещё непременно и свой конкурс, непременно с награждениями, непременно здесь и сейчас.
На авторитетном и престижном фестивале такое, конечно, не пройдёт. Поэтому вряд ли когда услышим среди членов жюри областных премий имени Бояна, «Хрустальная лира» или «Русский путь» фамилии пусть даже и известных брянских литераторов. Нет, например, и в членах жюри Новозыбковского театрального фестиваля «Славянский перекрёсток» местных театралов: режиссёров и артистов. Неэтично просто это. Тем более за бюджетные деньги.
И если в дальнейшем городской отдел культуры, администрация города, выделяющие на это какие-никакие средства, сделает для себя соответствующие выводы, возьмёт бразды правления в свои руки, сумеет создать действительно независимое представительство в жюри, редакции, оргкомитете, тогда, может быть, фестиваль станет действительно авторитетным и самостоятельным. А пока подобная тенденция сохраняется, ненароком можно загубить и обесценить в глазах компетентной публики, пусть и не совсем идеально начатое, но, в принципе, совсем не безнадёжное дело.
И о будущем. В перспективе развитие другого, главного на Новозыбковщине поэтического праздника памяти Ильи Швеца, неизбежно приведёт и к необходимости организовать введение литературных наград с обязательным вручением в Белом Колодце в день рождения поэта, тем более организация праздника и его финансирование теперь передаётся в одни и те же руки. А вот тогда двух по сути одинаковых мероприятий, да ещё с конкурсами, бюджетный «боливар» может и не выдержать. Кого из них в первую очередь придётся «сбросить с седла», думаю, для всех очевидно. А как оно получится дальше – время покажет.
Константин Попов. Фото автора.