О современной литературной жизни области
Художественная литература — элитная сфера приложения творческих сил. И всегда оставалась такой. Слишком значимым во все времена становилось написанное и печатное слово, обращенное к уму и сердцу человека. И ее уровень был первостепенно важным не только для культурно-образовательной идентификации страны, области, города, но и для устоев государственной системы, в том числе и региональной власти. Давно известно, что литературой, хотя сейчас она частично и утратила свои позиции, формируется не только взыскующий библиофил, — еще большего внимания внимания требует к себе читатель массовый, который и может в дальнейшем свое миропонимание через прочитанное претворить в дела.
Среди наших лесов и полей проявили свой могучий талант классики русской литературы Ф.И. Тютчев и А.К. Толстой, которыми брянцы законно гордятся. Брянщина дала путевку в жизнь таким масштабным фигурам, как Н. Грибачев и П. Проскурин, с нашей землей были связаны Н. Рыленков, К. Паустовский, в том числе прямые наши земляки-новозыбковцы Ф. Мельников, В. Аренс, М. Хенкина, В. Губарев, А. Маневич, Г. Куренев, Н. Мельников.
Известными писателями, драматургами и поэтами, членами Союза писателей СССР были А. Козин, В. Соколов, Л. Мирошин, С. Петрунин, В. Козырев, Н. Поснов, А. Якушенко, И. Абрамов, М. Атаманенко, Н. Денисов, М. Юницкая и другие. Среди участников областной писательской жизни есть имена тех, кто так или иначе был связан с Новозыбковским краем, родился здесь, жил, работал или учился. Это И. Швец, К. Титов, А. Жаренов, А. Вольный (А. Эпштейн), В. Рыбчин, В. Шабалтас, И. Радченко.
Любой творец по своей сущности всегда продукт и дитя индивидуальности, тем не менее, решать многие вопросы легче сообща. Именно деятельность творческих объединений, выпускаемая ими литература и составляют главную часть любой общественной литературной жизни, которая на уровне области, входя в сферу влияния сформировавшегося еще в предшествующую эпоху государственного Союза писателей, для читателя и просто пишущего для себя автора, всегда оставалась тайной за семью печатями. Несмотря на нынешнюю внешнюю открытость и порой выливаемую на страницы печати дискуссионную полемику, такой порядок продолжает превалировать и сейчас. И что бы ни говорили, допуск в этот избранный круг всегда останется строго дозируемым. Если не кураторами и цензорами, но читающей публикой точно, то есть теми, для кого собственно и создается литература, с каждым поколением отсеивающей все временное и наносное.
Долетающие до нас отголоски литературных областных баталий хотя и не касаются напрямую провинциального (понятия весьма относительного, ибо Брянск такая же провинция по отношению к столице) литератора или тем более читателя, однако, как говорится, «паны дерутся — у холопов чубы трещат». И изложить в своем понимании тему видения брянской литературы из глубинки — вовсе не чуждая идея, имеющая порой самое непосредственное отношение к литературной жизни райцентров.
Писать, наблюдая со стороны, тем более не варясь в этом котле, может быть и не совсем удобно. Однако, хотя бы кратко познакомить с ней рядового литератора и читателя на периферии, не всегда имеющих возможность самим глубоко заглянуть в эту тему или обозреть ее, не просто пришла пора, но назрела прямая необходимость. Тем более достаточно полных, непредвзятых и объективных обзоров в выходящих в области изданиях пока встречать не приходилось.
В начале 90-х годов прошлого века официальная литератора оказались на распутье. Казалось незыблемая основа профессионалов пера, — Союз писателей СССР, был приравнен к остальным общественным организациям, лишен всех прерогатив и финансовой подпитки, не знал что делать и куда идти. Печатные органы областного отделения Союза приказали из-за хронического безденежья надолго замереть. Прервалось издание книг. Литература стала делом сугубо общественным и была отделена от государства.
Впрочем, оцепенение продолжалось недолго. Отданная на откуп частного интереса под лозунгом «выживай как можешь» она умирать не захотела. И хотя никаких значительных гонораров «инженерам человеческих душ» больше не предвиделось, потихоньку творческая жизнь стала возрождаться.
Первой знаковой ласточкой нового времени стал выход в 1994 году в Брянске номера литературного журнала «Десна» и создание вокруг него новой творческой организации. Его учредителем и главным редактором стал сотрудник газеты «Брянский рабочий» Станислав Сеньков, незадолго до этого основавший частное издательство с одноименным названием, объявив себя руководителем новоиспеченного Союза Брянских литераторов (СБЛ). Журнал, вначале более чем скромного формата и объема, постепенно «выбился в люди», приобрел презентабельный вид, цветную обложку. Привлек на свои страницы много известных в области авторов, расширил свою компетенцию на писательские организации соседних областей, Белоруссию и Украину. Постепенно шло увеличение числа страниц, рос тираж.
Выпускаемый на деньги спонсоров и доходов от издательской деятельности журнал стал и органом потерявшего свои печатные издания Брянского отделения Союза писателей России (СПР). Его правление решило вступить в коалицию с редколлегией нового журнала, тем более там уже сотрудничали такие известные литературоведы, писатели и поэты как Н. Родичев, В. Парыгин, А. Якушенко, А. Мехедов и др. Помогала финансово на первых порах и областная администрация. Только вот содержание материалов, подбираемых на личный вкус редактора, сразу оказались под обстрелом критики. Особенно активной она стала после приезда в Брянск филолога и литературоведа, автора многих известных уже публикаций в центральных журналах, тогда еще доцента БГПУ Юрия Иванова.
Газета «Брянские известия», в которой либерально-демократические настроения поддерживал заведующий отделом культуры редакции Евгений Потупов, стала рупором новых движений, в то время как защитником неокоммунистических принципов традиционно провозглашал себя «Брянский рабочий». Памятная статья Ю.Иванова «Куда течет «Десна»?», опубликованная также в 1997 году в обобщенном варианте в журнале «Знамя» и ее продолжения, стали пробным камнем, брошенным в сторону новой литературной крепости. В ней, а также ряде других публикаций на эту тему, автор, констатируя возросшее самомнение и собственную значимость редакционного совета «межрегионального и международного» журнала, пропагандирующего политическую ностальгию «по милому прошлому», делает неутешительный вывод, вынося «суровый диагноз мировоззренческого недомогания брянской литературы», глубокому «провинциализму мышления» ее печатного органа:
«Общим тоном всех публикаций «Десны» звучит «энергичное неприятие всего, что произошло в нашей стране после 1991 года». <…> «Куда течет брянская «Десна», более или менее понятно. <…> Но беда в том, что ее основное русло мелководно».
Важной вехой идентификации Брянской литературы стала другая не менее известная публикация Ю. Иванова «Под сенью Тютчева и Толстого», напечатанная в 1998 г. в том же «Знамени» и определившая в последующем название сборника статей литературного критика, выпущенного из печати в 2002 г. Вот как характеризуется в нем ее общее состояние:
«Чего недостает многим стихотворцам Брянщины — так это веры. Веры хоть во что-нибудь, кроме славного прошлого. Блуждание во времени, растерянность от незнания пути…». В конце все же оптимистически заключая: «Сейчас получается, что завтрашний день советской культуры, литературы оказался далеко позади. Отсюда и ощущение кризиса, хотя душа местной музы не нема, даже «лирически щедра». Надеемся: под сенью классики она со временем расправит крылья, сбросив пустую, ссохшуюся идеологическую кожу. Тем более, что ростки нового <…> уже имеются».
Такое подытоживание состояния брянской литературы стало определяющим лейтмотивом литературно-критических статей середины 1990-х годов. Но это было только началом полемики. Нападки с обеих сторон продолжались до начала нулевых, пока изнемогающую под шквалом критических стрел «Десну» решено было просто лишить официального статуса органа отделения СПР. Были сделаны определенные выводы и, прежде всего, руководством области. Не столько по содержанию журнала, сколько по основательному укреплению областной писательской организации новыми бастионами, точнее реставрированными старыми. Были возрождены ранее известные и популярные издания, сначала «Пересвет», а затем, после смены областного руководства, и «Литературный Брянск».
Возобновленный в 2002 году литературно-художественный и общественно-политический журнал «Пересвет», выпущенный издательством «Брянский рабочий», по идее должен был стать продолжением известного еще с советских времен издания, но с новой литературной начинкой. Вступительная статья в нем Юрия Лодкина, тогда главы администрации области и по совместительству члена правления СПР, не оставляла сомнений в том, кто стоит за этим проектом. И хотя тираж издания не шел ни в какое сравнение с предыдущими, его объем, формат и качество печати намного превосходили прежние параметры. Редактором издания стал Владимир Сорочкин, а в число авторов были включены наиболее заметные в то время на литературном областном поприще поэты и прозаики. Появились на его страницах и новозыбковские литераторы: В. Басова, А. Кублицкий, В. Быкова. К сожалению, просуществовал он совсем недолго и вскоре исчез с литературного горизонта.
Новый век породил и другие проблемы. Была закрыта газета «Брянские известия» со своей популярной литературной страницей «Слово», оказавшись замененной на лояльную губернаторскому окружению «Брянскую учительскую газету». Очень интересное издание «Брянское время», публиковавшее литературные обзоры и заметки о творчестве, также пришлось не ко двору. Основная литературная жизнь сосредоточилась в «Брянском рабочем», где привенчанные властью писатели отмечались в «Бояне» — литературной странице старейшей областной газеты, органе СПР.
Альманах «Литературный Брянск», регулярно выходящий с 2005 года, объемом и форматом страниц призван был стать воплощением достижений Брянской литературы нового века. Особенно это проявилось начиная с 3-го (8-го по старому счету) номера за 2007 г., когда своей глянцевой обложкой он затмил все, что когда-нибудь существовало на литературном поле периодических изданий области до этого. Редактором первых номеров стал тогдашний председатель отделения Союза писателей России Александр Якушенко. Спонсорскую поддержку изданию оказала политическая партия, приведшая к власти нового губернатора. От литераторов нашего города тогда же отметились в нем М. Мухина, В. Быкова, Т. Пожиленкова, И. Радченко (в то время житель Климовского района), А. Радченко.
Не получившая очередной финансовый «транш» опальная «Десна» снова стала органом Союза литераторов, хотя статус межрегионального издания Союза писателей России на титульном листе сохранила. Центр литературной оппозиции, впрочем, скоро опять переместился на страницы «Брянской учительской газеты», на должность главного редактора которой после смены областного руководства вернулся Е. Потупов. До поры, до времени актуальные статьи и литературные произведения публиковала и другая областная газета — «Брянский перекресток».
Неутомимый Ю. Иванов, к тому времени вступивший в Союз Российских писателей, защитивший докторскую диссертацию и получивший звание профессора, отозвался несколькими публикациями на выход возобновленного «Брянского литератора». И если в первых обзорах его и других авторов критические выпады были довольно остры и язвительны, то вскоре, в 2007 году, статья «Успехи и огрехи Брянской литературы» положительно отметила изменения в выпусках. Вот что он тогда написал:
«Первые два номера вызвали полемику в областной печати из-за слабого подбора текстов и агрессивной, претенциозной позиции редколлегии. Сейчас ее состав обновился, редактором стал Владимир Сорочкин, возглавивший брянских писателей, входящих в упомянутый союз. Объем альманаха перевалил за двадцать печатных листов (при тираже восемьсот экземпляров), в нем выступает более шести десятков брянских и приглашенных авторов <…> Так или иначе, но брянская литература жива и имеет свои бесспорные достижения, так же как и неизбежные провинциальные огрехи».
В этом русле как-то незаметно для критиков прошло появление дочерних изданий областных версий, приуроченных к проведению литературных фестивалей разного уровня: от межрегионального праздника славянской письменности и культуры в Трубчевске до районного «Злынковская криница» (альманахи «На земле Бояна» и «Дети славянского поля»), опубликовавших на своих страницах многих известных, и не только брянских, поэтов и прозаиков. Засветились в них и новозыбковские авторы, в частности: И. Радченко, Т. Пожиленкова, В. Корытко (ныне живущий в г. Сураже), А. Радченко, Л. Фёдорова, Л. Стародубец. Проходящие в областном центре презентации этих изданий были отмечены весьма положительными отзывами, что и спрогнозировало их бесконфликтное с областным культурным руководством будущее. А их основатели и редакторы, ныне покойные Степан Кузькин и Анатолий Караваев, удостоились различных областных литературных наград и премий.
Очень интересным, на наш взгляд, было появление в начале нулевых годов в Брянске литературной газеты (в формате еженедельника) «Переулок», которая собрала под свои знамена молодых начинающих поэтов и прозаиков, прокладывающих свой путь в литературе. Ее редактором стал Виктор Решетнев. Многие из авторов газеты позже публиковались и в толстых журналах Брянска. Просуществовало издание, правда, совсем недолго, выпустив около десяти номеров.
Несколько литературно-краеведческих книг, вышедших за этот период на рубеже и начале нового века, хотя и не касались напрямую деятельности литобъединений, все же определенное влияние на творческую жизнь оказали. Среди них книги В. Гамолина, В. Парыгина, А. Стафеева, В. Пасина, А. Новицкого и др.
Выходящие же в районах сборники и альманахи вообще оказались незамеченными областным писательским цехом. Хотя как литературно-краеведческие издания некоторые из них вполне могли составить конкуренцию межрайонным и даже некоторым региональным, как например, вышедший в 2002 году в Клинцах сборник местных авторов “Клинцовские горизонты” — весьма солидное издание, отражающее всю палитру литературного творчества второго по величине города области.
Нужно отметить выходы многочисленных книг как членов Союза писателей, так и «неостепененных» авторов. Часть из них издавалась с бюджетной поддержкой через СПР, как например, серия «Писатели Брянщины». Другие печатались при поддержке спонсоров, в том числе в издательстве «Десна».
Появление на литературной карте области в 2011 г. журнала «Новый литератор» стало не только вехой литературного развития, но и новым витком «смуты». Задуманный как «концептуально независимый», он ни в чем не захотел уступать первому «Литератору». Даже по формату и объему они выглядят как братья-близнецы. И способствовали этому не только верстка и печать в одной типографии.
Его выход совпал с публикацией нескольких статей в газетах и на интернет-порталах, где главный редактор, покровитель и составитель нового издания Владимир Владыкин изложил свое видение литературы, отличное от трактуемой правлением Брянского отделения СПР. Созданный как орган нового литературного движения — Ассоциации писателей Брянщины, позже переименованного в региональную общественную организацию писателей Брянщины «Мир творчества», журнал призван был включить в орбиту литературной жизни тех, кто по тем или иным причинам не был замечен и отмечен критиками и редакторами, близкими к областному руководству.
Подлили масла в огонь несколько полемистических статей на эту тему В. Лескова, Н. Ивакина, В. Чирок, в том числе во всероссийских изданиях. Свою порцию критики со страниц «Брянского рабочего» получил и новый журнал. Дошло до того, что новая администрация области, департамент культуры вынуждены были негласно запретить публиковать подобное на страницах областной периодики, чтобы не дискредитировать всю брянскую литературу, а главного редактора «Брянской учительской газеты» опять «ушли» переводом на другую работу.
Тем не менее, недавно вышедший уже 7-й выпуск «Нового литератора» позволяет говорить о нем как серьезной альтернативе главному изданию. Он независим от бюджетного финансирования, активно привлекает к выпуску частных инвесторов, над новым журналом работает весьма компетентная редакционная группа, в которую входили и входят В. Владыкин, И. Пырх, В. Пасин, В. Лесков, Е. Потупов, Л. Соколова, В. Веремьев, М. Денисова, А. Трунов и др. За короткий срок значительно вырос его объем, улучшается качество публикаций. Есть там и критический раздел, развиваются художественный и литературно-краеведческий. Журнал стал стартовой площадкой для инициативных молодых авторов. Завизировали себя в нем и новозыбковские литераторы: Н. Кожевникова и М .Владимирский (Е. Свистов).
Что касается журнала «Десна», то несмотря на уже выпущенный недавно 25-й номер, его уход с арены по-видимому предрешен. Пока не проглядывается преемника и продолжателя «дела Сенькова». И все же, несмотря ни на что, можно утверждать, что журнал сыграл свою отнюдь не второстепенную роль в Брянской литературной жизни. Он стал одним из печатных долгожителей, включил в свою орбиту большое число авторов, так или иначе помогал молодым писателям и поэтам, знакомил с литературными организациями соседей и сам достойно представлял Брянскую область в ближнем зарубежье. Был неоднократно отмечен центральными писательскими органами. И если все же найдется наследник этому своеобразному и, безусловно, читаемому журналу, это можно будет только приветствовать.
Межрайонные альманахи также во многом зависели от своих создателей. Остается надеяться, что литераторы Трубчевска и новосозданного межрайонного творческого объединения юго-западных районов области соберутся и смогут продолжить выпуск этих интересных изданий.
Сейчас переходный период, слава Богу, закончился, страсти немного улеглись. Несмотря на определенные моральные потери, областная писательская организация, как принято называть Брянское отделение Союза писателей России, достаточно прочно стоит на ногах. Именно ей достаются почти все, хотя и не очень щедрые финансовые средства, выделяемые на издание книг брянских авторов, под ее благосклонным покровительством проходят основные областные литературные праздники и фестивали, выдвигаются кандидаты на присвоение областных литературных премий. Именно она, прежде всего, служит притяжением для десятков молодых поэтов и прозаиков из разных районов области. Ныне в рядах отделения числятся около 40 человек, среди которых несколько хорошо известных авторов: В. Сорочкин (председатель отделения), Л. Ашеко, В. Динабургский, Ю. Лодкин, Я. Соколов, Л. Семенщикова, В. Володин, Г. Карташова, В. Козырев, А. Корнеев, Ю. Кравцов, А. Малахов, Н. Рылько, А. Ронжин и другие, в том числе несколько уроженцев Новозыбковского края, тех кто так или иначе был связан с нашим городом: П. Прагин, И. Пенюкова, М. Шумейко, С. Непша.
И хотя понятие «профессиональный писатель» сейчас существенно обесценилось, — никто из ныне здравствующих в области литераторов не живет только за счет гонораров от изданных книг, — статус члена творческого Союза, преемника вожделенного в прошлом Союза писателей СССР, как магический кристалл продолжает притягивать к себе все новых и новых претендентов на высокое звание творца написанного слова. Этот же сияние прошлого позволяет правонаследнику чувствовать себя и первым среди равных при любой политической коньюнктуре.
Под его крылом находится и областное литературное объединение, созданное еще в советские годы и традиционно пестуемое Союзом писателей, являясь его ближайшим резервом. В настоящее время число авторов, посещающих его семинары составляет около 170 человек.
Писатели Брянского отделения СПР неоднократно представляли свое творчество на страницах центральных и региональных изданий: еженедельников «Литературная газета» и «Литературная Россия», журналов «Наш современник», «Москва», «Юность», «Дружба народов», «Литературная учёба», «Молодая гвардия», «Воин России», в зарубежных изданиях. Пока другие творческие организации области такими достижениями похвалиться не могут.
Общественная организация Союз Брянских литераторов, существующая с 1992 года, собиравшаяся в свое время заменить областную писательскую организацию и имевшая в своих рядах значительную прослойку авторитетных имен, пока на распутье и ее будущее под большим вопросом. В настоящее время этот литературный союз почти утратил ту роль, на которую был призван, потеряв к тому же в прошлом году и юридический статус.
Среди тех, кто до конца остался верен ее целям, как уже ушедшие от нас А. Голенищев, А. Белозор, А. Хочев, так и ныне здравствующие М. Изотов, Л. Суханова, С. Сеньков, А. Ефременко, В. Сухачев, С. Фенапетова, Н. Егельская, А. Савостьянов, А. Шпакова, М. Петрухин, А. Мармазов, В. Литвинчук, Н. Шупикова, И. Горбачев и другие. В разное время в нее входили (до сих пор некоторые поддерживают эти связи) и новозыбковские авторы: Н. Кожевникова, В. Быкова, Д. Толкач, Т. Светличная (живущая теперь в Жирятино), А. Кочетов, В. Кухаришин. В 2012 году в издательстве «Десна» вышла антология «Брянские литераторы», где были представлены многие поэты и прозаики, члены СБЛ, наиболее часто публиковавшиеся на страницах печатного органа — журнала «Десна» за два десятилетия его выпуска.
Ее главным недостатком стало то, что она по сути стала организацией одного человека, пусть и сделавшего немало для ее становления. Так и не определившись с «партийной» принадлежностью, к тому же вступив в 1996 г. в Союз писателей России, С. Сеньков не решился полностью перейти в новую ипостась. Нынешние натянутые отношения с руководителями других творческих объединений, консерватизм взглядов на развитие и формировании организации, подорвали желание многих начинающих авторов включаться в его орбиту. По-видимому, если не произойдет активное переформатирование, в ближайшее время Союз Брянских литераторов может окончательно прекратить свое существование.
Возникшая на рубеже веков в Брянске ячейка Союза Российских писателей тоже имеет право быть названной здесь. Ее главные участники: Е. Потупов, ныне полностью ступивший на писательскую стезю, и уже ушедший от нас Ю. Иванов, в свое время сказали свое веское слово. К сожалению, сейчас она не имеет ни достаточного веса, ни возможности влиять на события литературной жизни региона.
Имеется в области немало литераторов, состоящих в других российских и международных творческих союзах и их отделениях за пределами Брянщины, принимающих участие в литературной жизни области лишь косвенно. Жаль конечно, что им не нашлось места в рядах «своих» отделений, но и этот резерв нужно иметь ввиду. Есть среди них писатели и поэты, связанные с нашим городом. Это член СПР от Московской области новозыбковец В. Петроченко и член Российского Союза писателей А. Колмаков, живущий ныне в Брянске.
Региональная организация писателей (РОП) «Мир творчества», провозгласившая своей целью «просвещение, демонстрацию творческих возможностей как опытных, так и молодых поэтов и прозаиков» (весьма, между прочим, пространный и невнятный лозунг) собрала под свое крыло немало интересных авторов, среди которых тон задают: В. Владыкин, В. Лесков, Н. Ивакин, Н. Егоров, Л. Соколова, Н. Кулешова, К. Сычев, Н. Гладченко, И. Федичева, М. Денисова, П. Филин. Начав свою деятельность с обвинений в адрес конкурентов, РОП, однако, должна учитывать, что существование на одном поле это не только выяснение у кого лучше издание и талантливее авторы. Это еще и кропотливая работа по созданию коллектива единомышленников, собственно того, что и составляет суть подобных объединений.
Нужно помочь выпустить персональные сборники, создать регулярную литературную страницу в областной газете, задействовать интернет-сайт. Только тогда можно будет говорить о полноправной областной творческой организации, способной привлечь молодой перспективный резерв.
Пока наиболее целеустремленно идет в этом направлении только одна организация — отделение СПР. Остальные или не понимают что нужно делать, кроме выпуска «толстого» журнала, либо сознательно игнорируют работу по формированию конструкции организации, выстраиванию вертикалей, отстраняются от «рутинной чиновничьей беготни», без которой невозможно организовать по настоящему работу любого творческого коллектива. Именно распространяясь вширь, включая уже сформировавшиеся на местах коллективы в свою орбиту, можно поднять авторитет и значение центра. Невольно складывается впечатление, что все новоявленные «союзы» возникают только для удовлетворения амбиций своих создателей.
В этом отношении прямой противоположностью являются неформальные творческие организации на местах, созданные и действующие исключительно по призванию своих участников.
Давно существуют самодеятельные литературные группы в самом большом городе области — Брянске. Среди них «СТИХиЯ» (библиотека №11), «Экватор» (БГТУ), «Пегас» (Городской ДК) и другие. Стоит назвать некоторые районные творческие объединения, наиболее заметно проявившие себя на большом литературном поле Брянщины. Помимо крупнейших и старейших из них, таких как «Горизонт» (Трубчевск), «Стожары» (Жуковка), «Парус» (Сельцо), ныне известны «Источник» и «Феникс» (Клинцы), «Зыбчане» и «Родник» (Новозыбков), «Волшебное перо» и «Глаголъ» (Стародуб), «Криница» (Злынка), «Вдохновение» (Сураж), «Отчий край» (Почеп). Есть литературные группы в других районных центрах. Возникают между ними и взаимные связи, происходит образование кустовых ассоциаций. Так литераторы юго-западных районов уже учредили свою творческую организацию, планируют к выпуску печатный орган.
Некоторые из групп поддерживают тесные отношения с областным литературным объединением, другие пока действуют самостоятельно, опираясь на частные инициативы, третьи — так или иначе связаны с муниципальными органами, бюджетными культурными учреждениями, предоставляющими помещения для проведения мероприятий, выделяющими средства на издательскую деятельность. Чаще всего ими становятся библиотеки, к тому же берущие на себя и руководство творческими объединениями, регулярно отчитываясь за этот вид «библиотечной» работы. И в этом много от лукавого, ибо возрождается идея направляемой и управляемой литературной деятельности. К сожалению, в рамках небольших муниципальных образований это почти неизбежно.
Не всегда идут им навстречу редакции районных печатных органов. Как и всякое не приносящее сиюминутных доходов дело, литературное творчество в глазах вынужденных зачастую самим зарабатывать газетчиков, стало невостребованным и не прибыльным. По этой причине многие литгруппы на местах не имеют возможности выйти к своим читателям, по сути превращаясь в любительские кружки. К тому же порой навязываются определенные требования к тематике и содержанию литературных произведений, отвергаются несоответствующие «общепринятым» установкам направления. Хотя есть и обратные положительные примеры.
Литературная жизнь области продолжается, развивается, приспосабливается к изменяющимся условиям, приносит свои плоды, проявляет стремление к совершенствованию и созиданию. Пусть появляется больше творцов пера самобытных и разных, формируются новые объединения. Им только нужно помочь организоваться, предоставить возможность проявить себя, ни в коем случае не мешая и не навязывая сверху установок и критериев, которые сама действительность отмела, оставила за бортом истории и возврата к этому, надеемся, уже никогда не будет.
Константин ПОПОВ. Опубликовано в альманахе “Зыбь” №8 – 2017 г.
Фото автора и из свободных источников.
Извините, комментарии закрыты.