Имя на поэтической поверке. Николай Гумилёв
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
(Фрагмент из большого стихотворения «Фра Беато Анджелико»)
Строки этого стихотворения принадлежат Николаю Степановичу Гумилёву, поэту, который оставил интересное и значительное литературное наследие, оказал большое влияние на развитие отечественной поэзии.
Родился Н.С. Гумилёв в Кронштадте 15 апреля 1886 года. Его отец служил в этой морской крепости корабельным врачом. Влечение Николая Гумилёва к морским странствиям и далёким путешествиям зародилось в раннем детстве. Вид уходящих или прибывающих в гавань кораблей, звяканье судовых склянок, улицы, заполненные моряками, – всё будоражило
воображение будущего рыцаря Музы Дальних Странствий.
Эта страсть прошла через всю его жизнь. Отец его вышел в отставку, когда Николай еще был ребенком, и семья переехала жить в Царское Село. Можно думать, что и Царское Село, с его духом и культом Пушкина и разлитой в воздухе поэзией, немало содействовало подспудному созреванию поэтического таланта Николая Гумилёва.
Было и еще одно живейшее впечатление детства и отрочества – это Кавказ, куда семья переехала в 1900 году. В Тифлисе поэт впервые выступил в печати в сентябре1902 года, в газете «Тифлисский листок», со стихотворением «Я в лес бежал из городов…». Прожив три года в Тифлисе, семья вернулась в Царское Село. Николай поступил в 7-й класс Царскосельской Николаевской гимназии, ее директором был известный поэт и педагог Иннокентий Анненский. Он оказал большое влияние на своего ученика.
В 1905 году Николай Гумилёв успевает выпустить сборник стихов «Путь конквистадора», книгу вполне ученическую, о которой он впоследствии старался забыть. В 1907 году уезжает в Париж для продолжения образования. В Сорбонне он слушает лекции по французской литературе. В Париже он начал издавать небольшой литературный журнал под названием «Сириус».
Авторами этого журнала были он сам и молодая поэтесса Анна Горенко. Этой молодой поэтессе позднее суждено было стать его женой, в 1910 году, а нам узнать её как прекрасного поэта Анну Ахматову.
В 1908 году в Париже Николай Гумилёв выпустил сборник стихов «Романтические цветы» – с посвящением Анне Андреевне Горенко. В этом сборнике в стихотворении «Мореплаватель Павзаний» – есть строки, так характерные для романтического творчества Николая Гумилёва:
«И какой-то сказкой чудной,
Нарушителем гармоний,
Крокодил сверкал у судна
Чешуёю изумрудной
На серебряном понтоне”.
Верный своему романтическому мировосприятию,в1908 году Николай Гумилёв из Парижа отправляется в свое первое путешествие по Африке. Строгий отец, в письме в Париж, запретил ему ехать. Но, одержимый своей мечтой, Николай Гумилёв сэкономил из тех денег, которые родители присылали ему на жизнь, для путешествия. Чтобы скрыть свою поездку от отца, Николай заранее написал несколько писем, оставил их друзьям, и они отправляли их из Парижа каждые десять дней. В том же году Николай Гумилёв вернулся из Африки в Париж и затем в Россию.
В Санкт-Петербурге он работает главным помощником редактора журнала «Аполлон» С.К. Маковского. Является штатным поэтическим критиком, печатает стихи и статьи о русской поэзии. Николай Гумилёв написал целую серию статей о ведущих поэтах начала ХХ века – В. Брюсове, Ф. Сологубе, К. Бальмонте, А. Белом, С. Городецком, И. Бунине, В. Иванове, А. Блоке, Н. Клюеве, М. Цветаевой, О. Мандельштаме и о других своих современниках.
25 апреля 1910 года Николай Гумилёв женился на Анне Горенко, которой уже через два года предстояло стать автором книги «Вечера», подписанной псевдонимом Анна Ахматова. После венчания молодожены отправились в свадебное путешествие в Париж.
Осенью этого же года, оставив молодую жену, он вновь уезжает в Африку в составе экспедиции, организованной академиком В.Радповым.
На этот раз он побывал в далёких, малодоступных местах Абиссинии (сейчас это Эфиопия).
Для путешественника и добровольного скитальца Николая Гумилёва многокрасочные впечатления от старинных и древних городов Европы, Африки, Малой Азии значили очень многое – он ими жил, дышал, питал свое воображение и мысль. В том же 1910 году у Николая Гумилёва вышел новый, третий, сборник стихов «Жемчуга».
Валерий Брюсов писал об авторе стихов: «Его поэзия живет в мире воображаемом и почти призрачном. Он как-то чуждается современности, он сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами».
Стихи Николая Гумилёва на африканскую тему, как правило, лиричны и красочны. Вот одно из них, из книги «Жемчуга»:
Кенгуру. Утро девушки
Сон меня сегодня не разнежил,
Я проснулась рано поутру
И пошла, вдыхая воздух свежий,
Посмотреть ручного кенгуру.
Он срывал пучки смолистых игол,
Глупый, для чего-то их жевал,
И смешно, смешно ко мне запрыгал,
И еще смешнее закричал.
У него так неуклюжи ласки
Но и я люблю ласкать его,
Чтоб его коричневые глазки
Мигом осветило торжество.
А потом, охвачена истомой,
Я мечтать уселась на скамью;
Что ж нейдет он, дальний, незнакомый,
Тот один, которого люблю!
Мысли так отчетливо ложатся,
Словно тени листьев поутру.
Я хочу к кому-нибудь ласкаться
Как ко мне ласкался кенгуру.
Надо сказать что Николай Гумилёв жил и творил в годы Серебряного века русской поэзии, на небосклоне которой сияли большие и малые звёзды того времени А.Блок, В.Брюсов, К.Бальмонт, Вяч. Иванов, Ф.Сологуб, О. Мандельштам, начинал Б.Пастернак. Звёздочка Николая Гумилёва только начинала зажигаться, накапливая творческую энергию.
Кризис символизма в поэзии, не давший Николаю Гумилёву целеустремленно добиться осуществления своих принципов, заставил его и Сергея Городецкого создать новое литературное течение – акмеизм, предтечей которого стало литературное объединение «Цех поэтов».
У акмеистов (от греческого акме – высшая степень чего-либо, цветущая сила)
реалистичность изображения, достоверность в изображении внешнего мира были резко очерчены. Поэты добивались точности мысли, избегали туманностей и иносказаний, мистики. Акмеистов было немного: Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, Г. Нарбут.
В 1912 году Николай Гумилёв ездил в Италию, где получил много свежих впечатлений. В 1912 году 1-го октября у Николая Гумилёва и Анны Ахматовой родился сын Лев. Лев Николаевич Гумилёв стал известным советским ученым, человеком очень нелёгкой судьбы, прошел сталинские лагеря.
В 1913 году Николай Гумилёв предпринимает еще одно путешествие в Африку, на этот раз он был командирован академией наук. В очерке, посвященном поездке, Николай Гумилёв с большим сочувствием и горечью говорит о судьбе «самой большой независимой страны в Африке, страны с пятнадцатью миллионами населения, древней православной Абиссинии», о
том разделе страны, который осуществляют европейские колонизаторы Франции, Италии и Англии, по тайному соглашению между собой.
В начале Первой мировой войны Н. Гумилёв уже в августе 1914-го записывается добровольцем. Он служил, как не окончивший университета, а всего лишь гимназию, прапорщиком в гусарском полку, отличался большой смелостью и был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Служил он в лейб-гвардии уланском полку, во взводе конной разведки и прошел через многие опасности, трудности и невзгоды.
В позднем стихотворении «Память» за 1920 год поэт писал о себе:
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но Святой Георгий тронул дважды
Пулей не тронутую грудь.
Начиная, с 1915 по 1916 год Николай Гумилёв печатает в газете «Биржевые ведомости» «Записки кавалериста», которые сопровождались пометкой «от нашего специального военного корреспондента». Он рассказывал о военных действиях на фронте, о своем участии в разведывательных вылазках и боях.
В июне 1917 года Николай Гумилёв уезжает в Париж. Предполагают, что он служил в русской разведке. Основанием для такой гипотезы служит то, что на фронте он был разведчиком и что в Париже и Лондоне Николай Гумилёв был связан с военными атташе. Есть бумаги, косвенно её подтверждающие, – «Записка об Абиссинии», написанная рукой Николая Гумилёва. Подробно и со знанием дела Гумилёв излагает мобилизационные возможности абиссинских племен. Записка, написанная Николаем Гумилёвым на французском языке, очевидно, использовалась как русским, так и французским командованием.
В апреле 1918-го Николай Гумилёв возвращается в Петроград. Там вовсю бушевали революционные страсти, а Николай Гумилёв с головой уходит в литературную жизнь. Он читает лекции, ведёт литературные занятия в институте истории искусств, был членом редколлегии издания «Всемирная литература», которой руководил Горький. В том же 1918 году
выходит его новый сборник «Костёр», в который вошли стихи, написанные в 1916-1917 гг. В те времена Николай Гумилёв был весьма популярен среди поэтов Петрограда.
Именно он в феврале 1921 года был избран вместо умершего Александра Блока руководителем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. Последний сборник стихов Николай Гумилёв выпустил в 1921 году, назвав его «Огненный столп». В сборнике он отошел от им же придуманного акмеизма.
Жизнь Николая Степановича Гумилёва трагически оборвалась1921 года, он был арестован и расстрелян. Долгие годы утверждали, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном, так называемом «Таганцевском, заговоре.»
Но вот в журнале «Новый мир» № 12 за 1987 год появилось сообщение юриста Г.А. Терехова, который в бытность его помощником Генерального прокурора СССР и членом коллегии Прокуратуры СССР изучал подолгу службы все материалы дела Н.С. Гумилёва.
Установлено, пишет Г.А. Терехов, что преступление Н. Гумилёва заключалось в том, что он «не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего категорически отказался. Никаких других обвинительных материалов, которые изобличали бы Николая Гумилёва в участии в антисоветском заговоре, в том уголовном деле, по материалам которого осужден Николай Гумилёв, нет.
Там содержится лишь доказательство существования контрреволюционной организации, в которую он не вступил. Мотивы поведения Николая Гумилёва зафиксированы в протоколе его допроса, пытался его вовлечь в антисоветскую организацию его друг, с которым он учился и был на фронте. Предрассудки дворянской офицерской чести, он заявил, не позволили ему пойти с доносом.
Но самое убедительное доказательство лояльности Николая Гумилёва в том, что у него нет антисоветских стихотворений.
3 августа 1921 года Николай Степанович был арестован по подозрению в участии в заговоре.
24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» – сего 61 человек, опубликованное 1 сентября с указанием, что приговор уже приведён в исполнение. Николай Гумилёв и ещё 56 осуждённых, как установлено в 2014 году, были расстреляны в ночь на 26 августа 1921 года. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно, во вновь обнаруженных документах это не указано. Распространены разные версии.
Лишь в 1992 году поэт Николай Степанович был реабилитирован, всего – навсего прожив на земле – 35 лет.
Огонь мятежа, свободы, бунта никогда не горел в поэзии акмеистов, не зажегся он ни разу и в лирике Николай Гумилёва.
Столь традиционные для русской поэзии свободолюбивые мотивы были его стихам совершенно чужды. Но дух авантюры, риска, путешествий и вообще постоянного
вдаль, особенно в морскую и экзотическую, был ему свойственен в высшей степени.
Прекрасный поэт Николай Гумилёв, оставил интересное и значительное литературное наследие.
Его ученикам и последователям наряду с высоким романтизмом, свойственно стремление к точности поэтической формы, так высоко ценимой самим Николаем Гумилёвым, одним из лучших русских поэтов начала 20 -го века.
Под сильным впечатлением от трагической судьбы замечательного поэта «Серебряного века» русской поэзии Николая Гумилёва я написал стихотворение, посвященное его светлой памяти:
Памяти Николая Гумилёав
Ведут поэта на расстрел,
Дорога на Голгофу нелегка,
Предать он друга не посмел,
Донос не написал в ЧК.
Друг предложил в Кронштадтском мятеже
Принять участие в спасении Отчизны,
Но, получив отказ, сказал уже:
«Не выдай. Честь дороже жизни».
Шёл 21-й. В череде волнений,
Кронштадтцев смяли и Антонова смели,
И дух насилия – проклятье поколенья –
Неиствовать остался у растерзанной земли.
Справедливость революции оказалась трепом,
Петляла диктатура, зверея на мели,
Военный коммунизм сменили НЭПом,
Вместо продразверстки – продналог ввели.
Поэт подростком в Эфиопию
Сбежал, чтоб Африку познать,
Мечта при воле не была утопией,
А радость нового – такая благодать!
Дворянин – он тоже из народа,
И честь его гражданская пред Родиной чиста,
На германской добровольцем за два года
Два заслужил Георгиевских креста.
В богатырке конвой, что теперь буденовка,
Приказал в исподнем могилу себе рыть,
Воздух августа пах слепою антоновкой
И злом братоубийственным, которого не смыть.
Пот застилал глаза солоноватый,
А жить хотелось, что ни говори,
И после взмаха каждого лопатой
Нательный крест качался на груди.
Век серебряный русской поэзии,
Был недолог твой бурный рассвет,
Поэты твои революцией грезили,
Веря в её справедливости свет.
Из поэтического наследия Николая Гумилёва.
Жираф.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что – нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай …далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Рабочий.
Он стоит пред раскалённым горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один ещё не спит:
Всё он занят отливаньем пули,
Что меня с землёю разлучит.
Кончил, и глаза повеселели.
Возвращается. Блестит луна.
Дома ждёт его в большой постели
Сонная и тёплая жена.
Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло – серой
Невысокий старый человек.
Стихотворение из поэмы «Высоты и бездны»
«Людям настоящего»
Для чего мы не означим
Наших дум горячей дрожью,
Наполняем воздух плачем,
Снами, смешанными с ложью.
Для того ль, чтоб бесполезно,
Без блаженства, без печали
Между Временем и Бездной
Начертать свои спирали,
Для того ли, чтоб во мраке,
Полном снов и изобилья,
Бросить тягостные знаки
Утомленья и бессилья.
И когда сойдутся в храме
Сонмы радостных видений,
Быть тяжёлыми камнями
Для грядущих поколений.
***
Я в лес бежал из городов.
Я в лес бежал из городов
В пустыню от людей бежал…
Теперь молиться я готов,
Рыдать, как прежде не рыдал.
Вот я один с самим собой…
Пора, пора мне отдохнуть:
Свет беспощадный, свет слепой
Мне выпил мозг, мне выжег грудь.
Я грешник страшный, я злодей:
Мне Бог бороться силы дал,
Любил я правду и людей,
Но растоптал я идеал…
Я мог бороться, но, как раб,
Позорно струсив, отступил
И, говоря: «Увы, я слаб!» –
Свои стремленья задавил…
Я грешник страшный, я злодей…
Прости, Господь, прости меня,
Душе измученной моей
Прости, раскаянье ценя!..
Есть люди с пламенной душой,
Есть люди с жаждою добра,
Ты им вручи свой стяг святой,
Их манит и влечёт борьба.
Меня ж прости!..
Лев Баскин
Извините, комментарии закрыты.