Имя на поэтической поверке. Алексей К. Толстой
Выдающийся вклад в развитие Российской словесности внёс Алексей Константинович Толстой (1817 – 1875), судя по тому, что даже люди, не интересующиеся литературой, знают романс «Средь шумного бала, случайно…» на музыку Петра Чайковского и изумительное стихотворение «Колокольчики, мои».
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный, и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
1851
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой,-
А куда? не знаю! …
1840
В 1854 Алексей Толстой вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми ,Алексеем, Владимиром и Александром создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник сочинений, под его именем, до сих пор популярный в России: где собраны шуточные стихи, басни, пародии и пьесы, эпиграммы. Наибольший в количественном исчислении вклад внёс Алексей Толстой.
Червяк и попадья
Басня
Однажды к попадье заполз червяк на шею;
И вот его достать велит она лакею.
Слуга стал шарить попадью…
«Но что ты делаешь?!» – «Я червяка давлю».
Ах, если уж заполз к тебе червяк на шею,
Сама его дави и не давай лакею.
***
В сборнике Козьмы Петровича Пруткова есть раздел «Плоды раздумья»,в котором помещены мысли и афоризмы с искромётным юмором. Желаю напомнить читателю некоторые из них, давно известные и любимые:
-Если хочешь быть счастливым, будь им.
-Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.
-Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
-Бди!
-Смотри в корень!
-Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
-Вакса чернит с пользою, а злой человек — с удовольствием.
-Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить.
-Никто не обнимет необъятного.
-Человек раздвоен снизу, а не сверху, — для того, что две опоры надёжнее одной.
-Единожды солгавши, кто тебе поверит?
-Если на клетке слона написано «буйвол» , не верь глазам своим.
-Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и ему.
-Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
-Если у тебя спрошено будет что полезнее, солнце или месяц?- отвечай месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло, а месяц – ночью.
-Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
Сатирические и юмористические произведения К.Пруткова сыграли заметную роль в литературной жизни России в трудные для сатиры времена, когда А. П. Чехов ещё не родился, а М. Е. Салтыков-Щедрин находился в ссылке от государственной службы и литературной деятельности.
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге, в знатной дворянской семье. Отец граф КонстантинПетрович Толстой, мать Анна Алексеевна Перовская, воспитанница, внебрачная дочь графа А. Г.Разумовского. Она разошлась с мужем сразу после рождения Алексея, по неизвестным причинам.Вместо отца Алексея воспитывал дядя по матери, А.А.Перовский, известный писатель, печатавшиеся под псевдонимом Антоний Погорельский.
Детские годы Алексей провёл в селе Красный рог, Черниговской губернии (ныне Почепский район,Брянской области), куда неоднократно возвращался в зрелом возрасте.Алексей Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II, и в воскресные дни приглашался в царский двор к цесаревичу, для совместных игр.
В 1834 году, в 17 лет,Алексей Толстой был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел С. 1837 года Алексей Толстой служил в русской миссии в Германии. Видел Гёте. До этого он был за границей с десятилетнего возраста, мальчика возили в путешествие по Италии, впечатление от которых он описал в своём дневнике. В 1840 году Алексей Толстой получил в службу в Санкт-Петербурге при царском дворе, флигель-адъютант Александра II. Затем егермейстер – заведующий егерями царской охоты. Служба при дворе давало Алексею Толстому возможность выступать за близких ему людей, хлопотал о возвращении из ссылки Тараса Шевченко, заступался перед царём за Ивана Аксакова и Ивана Тургенева.В конце 1830-х — начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа — «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет».
В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».
Зимой 1850—1851 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827—1892).
Любовь А.К. Толстого и С. А. Миллер увековечена в строках знаменитого романса П. И .Чайковского «Средь шумного бала…».Жизнь была к Софье Андреевне неласкова, да и сама она, не считавшаяся с предрассудками своей среды, была, пожалуй, слишком смела для той церемонной эпохи. Трагически завершилась любовная связь юной Софии Бахметевой с князем Вяземским, который соблазнил её, но женился на другой. Брат покинутой девушки Пётр Бахметев вызвал обидчика на дуэль и был убит. Всю жизнь Софья Андреевна считала себя виноватой в несчастьях и бесчестии своей семьи.
Брак между Алексеем Толстым и Софьей Миллер был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.Сын не решился идти против воли матери. Лишь после её внезапной смерти, а также долгожданного развода любящие обвенчались, и Софья Андреевна Миллер стала графиней Софьей Андреевной Толстой.
Под этим именем она вошла в историю литературного ХIХ века.Софья Андреевна решительно и без колебаний поддержала намерение Толстого отказаться от государственной службы, выйти в отставку и все свои силы и время отдавать литературе. В 1861 году он добился отставки, написав царю: ” Служба и искусство несовместимы…”.
По сути дела, именно Софье Андреевне русская культура обязана литературным расцветом графа Толстого. Ей он посвящал свои стихи – “Не ветер, вея с высоты”, “То было раннею весной”, “Не верь мне, друг”, “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад” и многие другие. Но жена была не просто Музой. Она – постоянная помощница, строгий критик и даже редактор его произведений. Кто знает, появился бы на свет Козьма Прутков, если бы не Софья Андреевна?
Шуточные стихи, пародии и пьесы под коллективным псевдонимом Козьмы Пруткова Алексей Толстой сочинял вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми. Их горячей поклонницей была Софья Андреевна, обладавшая, кроме всех своих достоинств, современников поражала её образованность, она знала четырнадцать иностранных языков и обладала ещё и хорошим чувством юмора.
История русской литературы богата на имена женщин, вдохновлявших творцов. Но этот союз был, пожалуй, единственным в своём роде – он отличался каким-то редкостным взаимопониманием. Софья Андреевна сопровождала мужа во всех его путешествиях. Даже на Крымскую войну, куда Толстой отправился добровольцем, она с ним ездила. Там, на фронте, Толстой подхватил тиф, и Софья Андреевна выхаживала его в лазарете.
В 1840-е годы начал работать над историческим романом “Князь Серебряный”, оконченным в 1861 году.
Уйдя в отставку,камер юнкер Алексей Толстой, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился, тратя средства в 1860 — 1870 годы на путешествия по Европе (Италия, Германия, Франция, Англия). В 1862 опубликовал драматическую поэму “Дон Жуан”; в 1866 – 1870 гг.- историческую трилогию, включавшую трагедии “Смерть Иоанна Грозного”, “Царь Фёдор Иоаннович”, “Царь Борис”. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы». Сборник стихотворений, баллад и политической сатиры вышел в 1867 году.
Алексей Толстой написал знаменитое, ни с чем несравнимое в истории поэзии, стихотворения «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».В стихотворении 83 строфы; в такой короткий объём А. К. Толстой ухитряется вместить пародийный рассказ обо всех основных символических событиях российской истории: от призвания варягов (860 год) и крещения Руси — до 1868 года. Написанная в 1868 году, «История…» впервые увидела свет лишь 15 лет спустя, в 1883 году, уже после смерти А. К. Толстого в журнале «Русская старина».
Трагедия «Смерть Иоанна Грозного» была поставлена в Александринском театре в 1867 году и в 1991 году была экранизирована. «Царь Борис»первая постановка в 1881 году в Московском театре. Роман А. Толстого «Князь Серебряный» дважды экранизировался.
Он страдал жестокими головными болями, с которыми не могла справиться тогдашняя медицина. Спасал только морфий.
Дозы всё увеличивались, и умер Толстой от того, что во время очередного сильнейшего приступа головной боли Алексей Константинович ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия, которым лечился по предписанию врача, что привело к смерти писателя.
Алексей Константинович Толстой, русский писатель, поэт, драматург, член корреспондент Петербургской академии наук с 1873 года скончался 28 сентября 1875 года в своём имении Красный Рог. Здесь же и был похоронен.
Софья Андреевна (1827-1892)пережила мужа на20 лет.После его смерти она, проявив изрядные деловые качества и профессионализм, руководила изданием сочинений А.К. Толстого. В конце жизни, она очень дружила с Фёдором Достоевским.Путешествия по Европе в 1895 году она тяжело заболела и скончалась в Лиссабоне. Гроб с её телом был доставлен в Красный Роги захоронен в одной усыпальнице с мужем. Так пожелала покойная.
До наших дней музей-усадьба Алексея Толстого сохранена в селе Красный Рог,Почепского района,Брянской области. С каждым годом увеличивается поток российских туристов и из-за рубежа, желающих отдать дань уважения выдающемуся писателюземли русской.
Из поэтического наследия Алексея Константиновича Толстого
* * *
Не верь мне, друг, когда, в избытке горя
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.
Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!
* * *
Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
1856
* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
1858
* * *
То было раннею весной,
Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной,
И зелень рощ сквозила;
Труба пастушья поутру
Ещё не пела звонко,
И в завитках ещё в бору
Был папоротник тонкий.
То было раннею весной,
В тени берёз то было,
Когда с улыбкой предо мной
Ты очи опустила.
То на любовь мою в ответ
Ты опустила вежды –
О жизнь! о лес! о солнца свет!
О юность! о надежды!
И плакал я перед тобой,
На лик твой глядя милый,-
Tо было раннею весной,
В тени берёз то было!
То было в утро наших лет –
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух берёзы!
Май 1871
* * *
На нивы жёлтые нисходит тишина;
В остывшем воздухе от меркнущих селений,
Дрожа, несётся звон. Душа моя полна
Разлукою с тобой и горьких сожалений.
И каждый мой упрёк я вспоминаю вновь,
И каждое твержу приветливое слово,
Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,
Но что внутри себя я схоронил сурово!
1862
* * *
О, если б ты могла хоть на единый миг
Забыть свою печаль, забыть свои невзгоды!
О, если бы хоть раз я твой увидел лик,
Каким я знал его в счастливейшие годы!
Когда в твоих глазах засветится слеза,
О, если б эта грусть могла пройти порывом,
Как в тёплую весну пролётная гроза,
Как тень от облаков, бегущая по нивам!
1859
* * *
Ты помнишь ли, Мария,
Один старинный дом
И липы вековые
Над дремлющим прудом?
Безмолвные аллеи,
Заглохший, старый сад,
В высокой галерее
Портретов длинный ряд?
Ты помнишь ли, Мария,
Вечерний небосклон,
Равнины полевые,
Села далёкий звон?
За садом берег чистый,
Спокойный бег реки,
На ниве золотистой
Степные васильки?
И рощу, где впервые
Бродили мы одни?
Ты помнишь ли, Мария,
Утраченные дни?
1840-е годы
* * *
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты –
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна.
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твое легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье…
1852
«Колодники»
Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,-
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперёд тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.
Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.
“Что, братцы, затянемте песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написана нам на роду!”
И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,
Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет все боле,- а цепи
Дорогу метут да метут…
***
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
1854г.
Лев Баскин
Извините, комментарии закрыты.