МОДИЛЬЯНИ В “СЛУЖЕБНОМ РОМАНЕ” РЯЗАНОВА

МОДИЛЬЯНИ В “СЛУЖЕБНОМ РОМАНЕ” РЯЗАНОВА

12 июля 1884 года в Италии родился один из самых известных представителей французского экспрессионизма Иедидия Модильяни. Я не любитель экспрессионизма, и у Модильяни мне нравится всего лишь только одна картина. Но вспомнил любимого нашими шестидесятниками художника из-за того, что репродукции (или копии?) его работ присутствовали в интерьерах двух фильмов Эльдара Рязанова, которые считаю подлинными шедеврами искусства советского «либерализма здорового человека»: «Служебном романе» и «Зигзаге удачи».

Портрет одной из безглазых и длинношеих красавиц украшает квартиру Калугиной, и этот портрет невозможно не заметить. Понятно, что поместив в интерьер той, кого сослуживцы почитают в качестве «мымры» не Брюллова и не Шишкина, а Модильяни, Рязанов недвусмысленно сигнализирует о том, что Калугина «не чужда чем-то эдакому», и что она далеко не всегда была этой самой «мымрой». Мы же помним, как на приёме у Самохвалова она узнала строки Пастернака.

Возможно, кто-то когда-то привёз Калугиной из зарубежной командировки альбом с репродуциями Модильяни, а потом уже кем-то из знакомых художников был написана копия с полюбившегося портрета «Девушки в матросской блузе», почему-то воспринимаемому нашими любителями прекрасного в качестве портрета Ахматовой.

Вряд ли Рязанов так уж углублялся в выстраивание контрастов – дескать, Самохвалов дарит стеклянные бусы (в данном случае – авторучки/сигареты), а кто-то привозил из-за бугра нечто, действительно, интересное. Ведь в Союзе тогда с репродукциями относительно современной живописи было не очень. Хотя Модильяни знали, в серии “Жизнь в искусстве” книга выходила в 1970 году. Как-никак Хрущёва сняли, можно было любителям авангарда вздохнуть свободнее.

Это сейчас не важно.

А вот важно вот что.

В доцифровую эпоху для того, чтобы кинокартина воспринималась именно как живая картина, а не как балаганный лубок (в обыденном смысле слова «лубок»), люди, работающие над кадром должны были этот самый кадр выстраивать в соответствии с законами графического искусства – т.е. понимать все те тонкости, которые составляют суть т.н. «пластических конфликтов», «моментов в развитии действия» и т.д. и т.п. А всё это невозможно понимать без понимания живописного искусства.

Мы же понимаем, что живописная картина отличается от бесстрастного фото тем, что фиксируется не всё и вся, но лишь то, что будет работать на достижение поставленной художником пластической задачи. Поэтому лишнее всё убирается, свет выставляется особенным образом и т.д. Уже художественное фото создаётся в принципе по тем же законам, что и живопись.

И хотя Рязанов не ставил перед собою тех задач, которые ставил (и решал), скажем, Тарковский, колорит в картинах Эльдара Александровича весьма продуман.

Например, что нужно сделать, чтобы огромный зал с сотрудницами учреждения Калугиной не превращался в пёстрое месиво?

Цветовая гамма портрета «Девушки в матросской блузе».

Сизо-голубоватый тон, который создаёт прекрасный фон для ярко-оранжевых пятен телефонов и настольных ламп, охры кресел и свисающих сияющих шаров. И вот эти самые лампы/телефоны на туманном фоне и создают тот особый ритм, который превращает конторы «открытых пространств» в живописную картину – не суетливую кашу балагана, но и не серость советской конторы.

Художник-постановщик картины Александр Тимофеевич Борисов принимал участие в создании многих картин, действие которых происходит в помещении: «Чисто английское убийство», «Гараж», «Ирония судьбы» и т.д. Работавший совместно с ним Сергей Петрович Воронков был художником постановщиком «Зигзага удачи», где тоже можно обнаружить репродукцию (или копию) другой картины Модильяни. Портрет в квартире горе-рентгенолога там замечают только совсем уж внимательные любители отечественного кино. Комедия про работников фотоателье, как мы помним, чёрно-белая, и натуры там попроще, поэтому портрет уже мало что может сказать о характере жильцов, тут, скорее, просто сам Рязанов подавал знак: «Ребята, я – свой!»

Впрочем, возможно, портрет в квартире героини Алисы Фрейндлих тоже всего-навсего некий сигнал «своим».

А вы как думаете?

Павел Тихомиров

Извините, комментарии закрыты.