160 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЧАРНОЛУСКОГО

160 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЧАРНОЛУСКОГО

Просвещению народа он служил до конца

/ К 160-летию со дня рождения Владимира Ивановича Чарнолуского /

В начале XX столетия один из широко и горячо обсуждаемых в русском обществе вопросов касался образования. Многие педагоги, представители научных кругов и интеллигенции открыто заявляли о несовершенстве государственной системы народного просвещения и требовали от властей её реформирования. Активным сторонником построения новой системы образования на основе демократических принципов был Владимир Иванович Чарнолуский, 160 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году.

Всю свою жизнь он посвятил исключительно вопросам образования – как в практическом его применении, так и в части теоретических разработок. По различным аспектам этой важнейшей сферы человеческой деятельности написал более 40 книг, свыше 900 статей и рецензий. Чарнолуский стоял у истоков создания знаменитого издательства «Знание», являлся редактором журнала «Вестник народного образования», был знаком с историком В. Ключевским и писателем М. Горьким, работал с мыслителем и общественным деятелем В. Вернадским, сотрудничал с академиками С. Ольденбургом и Б. Модзалевским, приходился сводным двоюродным братом наркому просвещения А. Луначарскому. После февральской революции возглавил Государственную комиссию по народному образованию при Временном правительстве, инициировал создание Российской книжной палаты. И, наконец, Чарнолуский успешно реализовал идею создания Российской государственной библиотеки по народному просвещению.

Владимир Чарнолуский родился 12 сентября (все даты в тексте указаны по старому стилю) 1865 года (по некоторым источникам 1864-го) в селе Сачковичи Новозыбковского уезда (сегодня Климовский район) в семье участкового мирового судьи и гласного (депутата) новозыбковского земства Ивана Чарнолуского. Его мать, Елена Григорьевна, имела немецкие корни. Отец семейства умер в 1872 году, в связи с чем Елена Григорьевна была вынуждена одна воспитывать четверых сыновей. При этом главной её задачей было заложить в детях крепкие духовные основы и морально-этические правила поведения в обществе, что, по твёрдому убеждению матери, было возможно посредством постоянного к ним внимания, воспитания и обучения.

Получив первоначальное домашнее образование, В. Чарнолуский поступает в реальное училище г. Новозыбкова. В ноябре 1922 года он напишет: «По происхождению я принадлежу к среде мелкого дворянства, моя бабка по отцу была крепостная крестьянка, а бабка по матери – немка-гувернантка. Отец был мировым посредником первого призыва. Я учился и окончил Новозыбковское реальное училище. …За один год подготовился по древним языкам и получил аттестат зрелости в Полтавской гимназии».

Для получения высшего образования в 1884 году В. Чарнолуский поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Однако за полгода до завершения обучения он будет исключён из учебного заведения. Причиной тому послужило увлечение Чарнолуского идеями народничества, участие в нелегальном кружке и издании журнала социалистической направленности «Свободное слово». Кроме того, Чарнолуский участвовал в студенческих беспорядках, в связи с чем в отношении него был сделан вывод как о политически неблагонадёжном. В результате в ноябре 1887 года его обяжут в пятидневный срок покинуть Москву. Чарнолуский возвращается в Новозыбков, где находится под негласным надзором полиции.

Несмотря на указанные ограничения и стеснённые обстоятельства, он продолжит своё обучение на юридическом факультете Киевского университета святого князя Владимира, по окончании которого в 1889 году получит диплом и учёную степень «кандидата прав».

Через год из Новозыбкова ему придёт приглашение занять должность земского начальника. Пребывая на малой родине, Чарнолуский активно занимается организацией устройства народного дома в селе Рыловичи Новозыбковского уезда. Осознавая важность просвещения простого крестьянина-труженика, он приобретёт 2 000 книг, которые подарит местной библиотеке.

Реальное училище и пруд в Новозыбкове. С открытки начала ХХ в.

Отдельно следует сказать о работе Чарнолуского в качестве личного помощника предводителя новозыбковского уездного дворянства князя Н. Долгорукова по вопросам образования.

По поручению князя и уездного училищного совета в 1890 году он возглавит комиссию по приёму экзаменов у окончивших курс обучения учеников 7 земских школ. По результатам подготовит обширный доклад, который в сентябре 1890 года озвучит на заседании земского собрания. Обращаясь к гласным (депутатам), Чарнолуский отметит: «Обучение в народной школе, как и всякое обучение, должно, конечно, давать ученикам известное развитие общее, приучать их к умственной самодеятельности, чего возможно достигнуть только путём близкого общения учителя с учениками и господством в школе сознательного обучения, при котором от ученика не требуется никакого механического заучивания совершенно ему непонятных вещей». После этого им будут озвучены выявленные в работе школ недостатки, которые требовали принятия оперативных мер к устранению. В частности, Чарнолуский заявлял, что «…в большинстве школ систематически угнетается умственная самодеятельность учеников и обучение носит характер чисто механического зубрения, страдая полным отсутствием сознательности. …Ученики крайне мало читали внеучебных книг, да и при этом малом количестве в чтении не соблюдалось ровно никакой системы».

Также Чарнолуский подверг резкой критике существовавшую систему экзаменов, которые принимали лица, не обладавшие педагогической подготовкой и специальными познаниями. По его мнению, для этих целей в уезде должна быть создана одна комиссия из числа профессиональных педагогов. Чарнолуский отметил, что на 1 из 24 имевшихся в уезде земских школ приходится 6 929 человек, в такой школе возможно эффективное обучение лишь 32,5 % детей от общего числа учеников. Согласно его исследованиям, по этому показателю новозыбковский уезд занимал одно из последних мест в губернии: «…положение школьного дела у нас, если судить только о количестве школ, нельзя назвать иначе, как в высшей степени печальным, и необходимы безотлагательные и энергичные меры, чтобы улучшить его и перестать занимать последнее место в ряду всех земств в России». Негативно он оценил общее состояние школьных зданий, которые в большинстве своём не соответствовали элементарным требованиям гигиены – крайне малы, с низкими потолками, без вентиляции, классные комнаты холодные и сырые.

В ходе выступления Чарнолуский подверг критике ответственных за состояние образования лиц: «…ни господа врачи, ни члены земской управы, ни даже господа попечители почти не посещают школ, несмотря на то, что обязаны это делать. …Одним словом, школа была до сих пор, как мне кажется, пасынком нашего земства и пора уже сделать её любимым своим детищем». Свой доклад Чарнолуский завершил такими словами: «Школа должна являться представительницей и рассадником знания в самом широком смысле этого слова, должна приучать ребёнка к физической, нравственной и умственной чистоте и опрятности, которые он несомненно будет переносить в свою домашнюю жизнь, всё более и более приближая её к идеалам разумного прогресса. Школа тёмная, сырая и холодная несомненно не может дать своим питомцам многого, что даёт школа хорошая, не говоря уже о том вреде, который приносит она здоровью своих обитателей». При этом Чарнолуский передал членам земского собрания разработанный им проект школьного здания на 75 учеников. И, наконец, он внес на рассмотрение новозыбковского земства подробный доклад о состоянии врачебного дела в уезде и необходимости его реформирования.

В результате принятых по результатам доклада Чарнолуского мер и личного контроля по их реализации со стороны князя Н. Долгорукова состояние народного просвещения в уезде улучшилось, к 1896 году число школ увеличилось до 43, качественно изменились школьные здания.

Следующий важный этап в жизни Чарнолуского будет связан с Петербургом. Здесь он вступает в «Земляческий кружок», становится членом Императорского Вольного Экономического общества. Отдельно следует отметить его активную работу в 1891-1895 годах в Санкт-Петербургском комитете грамотности, где он дослужится до должности секретаря, примет участие в разработке устава комитета и работе справочного отдела.

В. Чарнолуский среди ссыльных в Архангельской губернии.

Из письма В.И. Чарнолуского от 11 ноября 1922 года: «…Затем я переехал в Петроград и сосредоточился на научно-литературной и культурно-просветительской деятельности. Был активным работником Петербургского комитета грамотности, в котором работал по народному издательству, по организации народных библиотек и по капитальному статистическому исследованию народного образования в России. По закрытии комитета правительством, был активным работником Вольного Экономического общества, в котором, между прочим, нёс большую работу по борьбе с голодом. За председательство на съезде по техническому образованию, в Петрограде арестован и сослан в Архангельскую губернию. …Состоял членом Союза писателей, закрытого правительством. Участвовал в демонстрации на Казанской площади, в общественных банкетах, в событиях 9 января. …Самую большую работу вёл по нелегальному Всероссийскому учительскому союзу, а также по нелегальной Федерации учительских союзов».

В этот период общественно-педагогическая работа становится ключевой для Чарнолуского, именно ей он посвятит всю оставшуюся жизнь. Чтобы определить проблемные вопросы народного образования и тем самым создать почву для его реформирования, он инициирует создание специальной Комиссии по сбору сведений о состоянии всех начальных школ Российской империи. В этом деле Чарнолуский активно сотрудничал с близким ему единомышленником и соратником, известным педагогом и публицистом Генрихом Фальборком (1864-1942).

Соответствующая совместная колоссальная работа проводилась в течение 10 лет и позволила Чарнолускому аккумулировать не только интересующие сведения, но и провести их тщательный анализ и сравнение с системами образования других стран. В конечном итоге, проделанная работа способствовала формированию среди представителей научного общества и специалистов передовых мыслей и идей относительно возможных способов и приемлемых средств реформирования сложившейся в стране системы образования. Результаты проведённого исследования были напечатаны в вышедшем в 4-х томах фундаментальном сборнике «Начальное народное образование в России».

Профессор Ю. Столяров в опубликованной в 2016 году статье «Библиограф-подвижник В.И. Чарнолуский и его проекты (по архивным материалам)» отметит: «Работа В.И. Чарнолуского в издательской комиссии Комитета грамотности состояла в публикации и распространении в народе дешёвых книг (произведения классической литературы), снабжении земских школ учебниками, создании народных библиотек, книжных складов. После закрытия Комитета грамотности эту работу продолжило основанное им в 1897 году в Санкт-Петербурге товарищество «Знание», где В.И. Чарнолуский выступал в качестве редактора издательства. В частности, здесь он познакомился с М. Горьким, издавал его произведения».

В начале 90-х годов XIX столетия В. Чарнолуский вступает в брак с Екатериной Матвеевной Самуйленко. Их первенец – Владимир Чарнолуский, будущий крупный исследователь-этнограф и художник появится на свет в мае 1894 года в Санкт-Петербурге. По результатам северных экспедиций он опубликует труд «Материалы по быту лопарей», «Опыт определения кочевого состояния лопарей» и другие книги. В 1938 году его арестуют за пособничество саамам в создании собственного государства, осудят и приговорят к семи годам лагерей. Вторым ребёнком в семье будет дочь Татьяна. Самая младшая, Христина, трагически погибнет в 1918 году в возрасте 16 лет.

Сын В.И. Чарнолуского Володя в детском возрасте. Село Рыловичи, нач. ХХ в.

Вот какую характеристику Владимиру и Екатерине Чарнолуским, их домашнему быту и подходам к воспитанию даст внук – Владимир Чарнолуский (младший). В вышедшей в 1994 году в журнале «Северные просторы» статье «По выбору души и волею судьбы. Вспоминая отца» он напишет: «…Екатерина Матвеевна активно занималась внешкольным образованием, была автором, составителем и издателем многих книг по вопросам культуры и детских изданий. Свободная жизнь на природе, в деревне, домашнее образование с приглашением лучших учителей – такой путь был выбран для воспитания и образования собственных детей. Помогала этому огромная библиотека Владимира Ивановича в Санкт-Петербурге (в 20-е годы будет передана Чарнолуским в дар публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). Влияние родителей на развитие интеллекта и мировоззрение детей было очень велико. Они дополняли друг друга. Владимир Иванович в основном формировал круг чтения, Екатерина Матвеевна «лепила» духовный мир и культурный кругозор детей. У неё был живой ум и неунывающий нрав, способности к музыке и языкам. К тому же она была искусной хозяйкой и душой общества. На обеды к ней с удовольствием собирались друзья, и за столом часто оказывалось по 20-25 человек. Своё обаяние она сохранила до глубокой старости. Лето дети проводили в доме бабушки в селе Рыловичи близ города Новозыбкова Черниговской губернии».

В начале XX столетия В.И. Чарнолуский активно работает с тематическими журналами по педагогике «Народный учитель», «Вестник воспитания», «Русская школа» и другими. Он постоянно размышляет о состоянии государственной системы народного просвещения, видя в ней многие недостатки и упущения. Имеются основания полагать, что Чарнолуский принимал непосредственное участие в разработке проектов документов «Основные положения государственного органического закона по народному образованию» и «Временные правила по народному образованию», внесённых на рассмотрение Государственной Думы второго созыва.

В 1905-1907 годах он активно работает в качестве члена Всероссийского учительского союза и деятелей по народному образованию, избирался в его центральное бюро. С 1906 года входил в состав правления Петербургской лиги образования. В 1908 году публикует работу «Основные вопросы организации свободной демократической школы в России», а с 1911-го издает справочно-библиографический журнал «Вестник народного образования». Говоря об исследовательских работах В. Чарнолуского того времени, доктор исторических наук А. Поздняков в статье «В.И. Чарнолуский о реформировании системы российского образования» отметит: «Особое место среди работ В.И. Чарнолуского занимали исследования деятельности земских учреждений в сфере образования: прежде всего, это вышедший в двух частях труд «Земство и народное образование». …Большой интерес представляла изданная в 1912 году книга «Вопросы народного образования на первом общеземском съезде».

В.И. Чарнолуский

Чарнолуский заявлял, что «…каковы бы …не были …настроения, и как бы не были неблагоприятны теперь условия творческой общественной работы, жизнь всё же ставит в области народного образования целый ряд очередных практических задач, на которые ответы должны быть даны». Свои мысли относительно будущего образования в России он сформулирует в предисловии к сборнику «К школьной реформе» под его редакцией. Чарнолуский писал: «Насколько можно судить, самыми боевыми являются …три вопроса огромной важности: о роли государства в деле народного образования, о религии в школе и о бесплатности образования».

По мнению Чарнолуского, вопросы образования должны быть переданы органам местного самоуправления. «Децентрализация» народного образования представляется едва ли не главным условием нормальной его организации», – отмечал он. При этом государству отводилась задача принятия эффективных мер по переходу к новой системе образования и разработка общего закона, регламентирующего вопросы народного просвещения. Также, по утверждению Чарнолуского, работа будущей школы должна быть построена исключительно на научном фундаменте. Он констатировал: «Назначение школы – хранить и передавать молодым поколениям плоды общечеловеческого творчества в области науки, литературы и искусства. Она должна делать всё, чтобы эти плоды в одинаковом объёме и одинаково обильно доставались всем по возможности гражданам страны».

Здание Российской книжной палаты. Петроград, 1910-е гг. ХХ в.

И, наконец, Чарнолуский настаивал, что «…обучение во всех без исключения общественных школах, от низших и общих, до высших и профессиональных, должно быть совершенно бесплатно. Это – минимум нормальной организации демократической школы, так как и при полной бесплатности обучения школе всё же приходится сильно считаться с тем, что благодаря неодинаковости экономического благосостояния различных слоёв населения далеко не все дети фактически могут пользоваться школой или пользование ею для них очень затруднено. …Допускайте в эти школы более способных, допускайте детей по старшенству лет, по жребию, но только не выбрасывайте из них одного ребёнка только потому, что он беден, и не пускайте другого только потому, что он богат».

Особую роль в формировании и развитии личности Чарнолуский отводил библиотекам. В июне 1911 года он принял деятельное участие в работе Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу и специальной комиссии по вопросу организации земских и городских библиотек. В ходе своих выступлений Чарнолуский отстаивал необходимость постоянного комплектования и пополнения публичных и народных библиотек, настаивал на их бесплатности и общедоступности, равномерном обслуживании всех слоёв населения вне зависимости от происхождения, классовой принадлежности, религиозных убеждений и национальности. Также он заявлял о важности создания при каждой сельской или городской библиотеке краеведческого отдела с целью накопления и систематизации материалов о своём крае, включая семейные архивы, документы храмов, монастырей и учебных заведений, рукописи, воспоминания, дневники, сказки, песни, легенды, фотоснимки. По его словам, библиотека должна стать «…просветительным центром, естественно обрастающим целым рядом других просветительных или близких к ним учреждений». Важное значение он придавал необходимости создания в России крупных государственных книгохранилищ для собирания и сбережения всего печатного материала.

После февральской революции 1917 года Чарнолуский становится одним из организаторов Государственного комитета по народному образованию при Временном правительстве, где участвует в разработке более 30 законопроектов. Однако по причине отсутствия единогласия по рассматриваемым вопросам и должного финансирования эти законопроекты не были приняты и реализованы, также не был напечатан составленный Чарнолуским свод проектов и постановлений комитета.

После упразднения Управления по делам печати советским правительством 8 марта 1918 года будет создана Российская книжная палата, в состав которой Чарнолуский вошёл в качестве представителя Всероссийского земского союза. Здесь он работал в специальной подкомиссии по регистрации произведений печати, создавал «Книжную летопись». Работники Книжной палаты, включая Чарнолуского, не примут идей большевистской революции 1917 года. Болезненно он воспримет и роспуск в декабре 1918 года Всероссийского учительского союза.

На фоне происходивших в стране коренных перемен Чарнолуский уезжает в Новозыбков, где вместе с детьми Владимиром и Татьяной работает в уездном отделе народного образования и приступает к написанию истории народного просвещения в России. Вот что по этому поводу напишет Владимир Чарнолуский (младший): «И он (сын В.И. Чарнолуского – Владимир), и его сестра Татьяна работали в уездном отделе народного образования. Они создавали городские и сельские театральные студии, ставили спектакли, много ездили по окрестным сёлам. Всё это было в русле семейных традиций. Они стремились организовать народную жизнь по-новому, «неся культуру в массы». Вспоминая события тех лет, Владимир Иванович отметит: «…в 1918 году я уехал из Петрограда в Новозыбковский уезд Гомельской губернии, где у моей жены имеется маленький хутор. Там я прожил вплоть до 1921 года. …я принимал по своей специальности активное участие в работе органов советской власти в Новозыбкове: в должности члена коллегии отдела народного образования, затем в качестве члена различных комиссий отдела и по разработке различных вопросов (разработал план Центральной уездной библиотеки, уездного музея и пр.). С выполнением в городе Новозыбкове большей части (этапов) моего нового жизненного труда и улучшением общего продовольственного положения, я решил переехать в Москву и представил в 1921 году Наркомпросу обширный детальный проект учреждения Российского научного института по народному просвещению».

В начале 20-х годов на деятельность Чарнолуского обратят внимание органы госбезопасности. С учётом его происхождения и принадлежности к дворянскому сословию 23 октября 1922 года он будет арестован как бывший член партии кадетов и 9 ноября приговорён к высылке за границу на 3 года. Чарнолуского обвинят в участии в забастовке преподавателей Московского госуниверситета, работе центрального комитета партии народных социалистов и товарищества «Задруга». Отрицая свою причастность к совершению каких-либо незаконных действий, Чарнолуский обратится за помощью к супруге М. Горького – Екатерине Пешковой и в Президиум ВЦИК партии. В своих обращениях он писал: «…я совершенно не в состоянии понять, чем можно обосновать применение ко мне столь тяжкой для меня кары, как высылка за границу. Мера эта насильственно отрывает меня от моей научной работы, так как продолжение её вне России, по характеру моей специальности, в значительной степени невозможно. Отсутствие у меня всяких средств, незнание иностранных языков и характер специальности заведомо обрекают меня на самую тяжкую жизнь в чужой стране. Вместе с тем кара эта не менее тяжко отразится на моей семье, которую я поддерживаю материально. …Наконец, мой возраст (57 лет), моё болезненное состояние и моя многолетняя научная и культурно-просветительная работа, казалось бы, дают мне право на более справедливое ко мне отношение со стороны советской власти». В декабре 1922 г. высылка Чарнолуского была отменена.

В 1921-1923 гг. В. Чарнолуский работает в 1-м и 2-м МГУ, в октябре 1921-го его избирают профессором факультета общественных наук, а 1938-м он получает учёную степень доктора педагогических наук. В 20-е годы Чарнолуский проводит большую работу по созданию Российской государственной библиотеки по народному образованию, которая впоследствии войдёт в состав Государственной библиотеки им. В.И. Ленина (далее – ГБЛ) в качестве самостоятельного кабинета по народному образованию. В 1926-1933 гг. Чарнолуский – главный библиотекарь ГБЛ, с 1921 г. – консультант, затем инспектор Наркомпроса РСФСР. Говоря о деятельности Чарнолуского в те годы, профессор Ю. Столяров отметит: «По правительственному заданию В.И. Чарнолуский разработал также проекты: Положения о Наркомпросе, Основного закона о народном образовании в СССР, Государственного научного института по народному образованию. Для Наркомпроса он собрал полную коллекцию юридических памятников революции за 10 лет (1917-1927). Кроме того, по поручению Центрархива разработал проект Положения об организации архивного дела в РСФСР».

В 1933 г. в возрасте 68 лет Чарнолуский с большим почётом выйдет на заслуженный отдых. «Ленинская библиотека поддерживает ходатайство В.И. Чарнолуского о назначении ему персональной пенсии как одному из самых выдающихся учёных в области народного просвещения, всю свою жизнь отдавшему за это дело, автору замечательных трудов. …Ленинская библиотека считает своим долгом особо подчеркнуть ту гигантскую работу, какая проделана т. Чарнолуским по созданию картотеки народного образования, т.к. вся эта работа проходила и проходит в стенах библиотеки: она составит, будучи напечатанной, исключительный вклад в дело изучения народного просвещения в нашем Отечестве и явится исключительно ценным помощником в этой области», – так напишет директор ГБЛ Владимир Невский, высоко оценивая заслуги Чарнолуского.

В 1935 г. ГБЛ представила Чарнолуского к почётному званию заслуженного деятеля науки, а ряд учёных во главе с В. Вернадским выдвигали его в академики Академии наук СССР.

Последние годы Владимир Иванович проживал в г. Пушкино Московской области, где 2 ноября 1941 г. скончался. Похоронен рядом с женой и сыном на местном Листвянском кладбище. Многолетняя, плодотворная и насыщенная деятельность В.И. Чарнолуского на ниве народного просвещения, его устремления, взгляды и инициативы, реализованные в области образования многочисленные проекты безусловно свидетельствуют, что он был государственник, поскольку жил и творил на благо России и её народа. В этой обширной и общественно-значимой работе он следовал исключительно интересам государства, руководствовался импульсами своего чуткого и горячего сердца, понятиями справедливости и добра, стремлениями благополучия для человека и общества.

Александр Дудников, краевед, уроженец Новозыбкова

 

Источники, использованные при написании статьи:

Бобринский. А. Дворянские роды, внесённые в общий гербовник Вероссийской империи. Санкт-Петербург, 1890.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Санкт-Петербург, 1890-1907.

Журналы Новозыбковского очередного уездного земского собрания сессии 1890 года. Чернигов, 1891.

Чарнолуский В.И., Фальборк Г.А. Народное образование в России. Санкт-Петербург, 1900.

Чарнолуский В.И., Фальборк Г.А. Народные училища по положению 25 мая 1874 года. Систематический свод законов, распоряжений, правил, инструкций, программ и справочных сведений. Санкт-Петербург, 1903.

Чарнолуский В.И., Фальборк Г.А. Народные училища Прибалтийского края. Систематический свод законов, распоряжений, правил, инструкций, программ и справочных сведений. Санкт-Петербург, 1903.

Чарнолуский В.И. К школьной реформе. Москва, 1903.

Чарнолуский В.И. Итоги общественной мысли в области образования. Санкт-Петербург, 1906.

Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации школы в России. Санкт-Петербург, 1909.

Чарнолуский В.И. Библиография статей по народному образованию – 1914. Вып. 1. Вестник народного просвещения, Санкт-Петербург, 1916.

Пидкасистый П., Степанов С.Г. Видный деятель народного образования (В.И. Чарнолуский). Народное образование, № 2, 1966.

Чарнолуский В.В. По выбору души и волею судьбы. Вспоминая отца. Журнал «Северные просторы», Москва, 1994.

Мосолова М.Ю. (Дедловская М.Ю.) В.И. Чарнолуский в общественно-педагогическом движении в России (конец XIX – начало XX вв.). Образование в регионах России. Уроки истории и перспективы. Москва, 1997.

Дедловская М.Ю. О деятельности В.И. Чарнолуского в Петербургском комитете грамотности. Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. Москва, 1998.

Дедловская М.Ю. В.И. Чарнолуский как сотрудник журнала «Вестник воспитания». История и современное состояние российского образования. Малоисследованные проблемы. Москва, 1998.

Богуславский М.В., Степанов С.Г. Российская педагогическая энциклопедия. Москва, 1999.

Дедловская М.Ю. В.И. Чарнолуский – видный деятель российского народного образования. Вопросы истории. Москва, 2001.

Дедловская М.Ю. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.И. Чарнолуского (1865-1941) на реформирование народного образования (автореферат). Москва, 2003.

Дедловская М.Ю. «Принцип единства школы» в концепции реформы народного образования В.И. Чарнолуского (начало XX века). Материалы международной научно-практической конференции. Мичуринск, 28-29 мая 2002 г. Мичуринск, 2002.

История Российской книжной палаты. Москва, 2006.

Столяров Ю.Н. Наивный романтик. К 150-летию со дня рождения педагога и библиографа В.И. Чарнолуского. Журнал «Школьная библиотека», № 3. Москва, 2016.

Столяров Ю.Н. Библиограф-подвижник В.И. Чарнолуский и его проекты (по архивным материалам). Журнал «Научные и технические библиотеки», № 10, Москва, 2016.

Столяров Ю.Н. В.И. Чарнолуский как библиотековед. Журнал «Научные и технические библиотеки», № 11, Москва, 2016.

Столяров Ю.Н. Российская государственная библиотека по народному просвещению: реализованный проект В.И. Чарнолуского. Журнал «Научные и технические библиотеки», № 12, Москва, 2016.

Столяров Ю.Н. Всесоюзное информационно-библиографическое бюро по народному образованию – новаторский проект В.И. Чарнолуского. Журнал «Научные и технические библиотеки», № 3, Москва, 2017.

Поздняков А.Н. В.И. Чарнолуский о реформировании системы российского образования (по материалам публикаций 1906-1912 гг.). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Саратов, 2016.

Извините, комментарии закрыты.