БЕЛЬЦОВА Александра | Зыбчане

БЕЛЬЦОВА Александра

Александра Митрофановна Бельцова (1892 – 1981) родилась 17 марта в г. Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянская область, Россия) в семье крестьянина, получившего царским указом дворянское звание. В 12 лет потеряла родителей. С 1912 по 1917 гг. училась в Пензенской художественной школе, преобразованной позже в училище.

Здесь познакомилась с соучеником, который стал её будущим мужем, латышским художником Романом Сутой (Romans Suta, 1896–1944). После революции оба оказались в Петрограде, где Р. Сута вступил в отряд латышских стрелков. Она же занималась в Государственных свободных художественных мастерских под руководством Н. И. Альтмана.

Александра Бельцова. Фото 1927 г.

В 1919 выехала в Латвию, куда ранее репатриировался Р. Сута. В 1922 в Риге состоялась их свадьба, на которой ее посажённым отцом был поэт Янис Райнис. Супруги отправились в Париж, где в том же году у них родилась дочь Татьяна.

В 1920 вошла в Группу рижских художников, участвовала в ее выставках (1920, 1923, 1924). Участвовала также в Большой берлинской художественной выставке (Grosse Berliner Kunstausstellung, 1923), в выставках обществ «Zaļā vārna» («Зелёная ворона») и Рижского общества графиков (1927–1931, Рига, Прага, Варшава, Вашингтон, Вена). В 1928 провела в Риге совместную выставку с Р. Сутой. В ранние годы испытала влияние Пикассо и Брака, создавая работы в духе кубизма, позже разрабатывала стиль декоративного кубизма и ар-деко, однако со временем в ее творчестве стали преобладать реалистические тенденции.

Роман Сута

В 1924 вместе с Р. Сутой и С. Видбергом организовала мастерскую по росписи фарфора «Балтарс» (««Искусство Балтики»), которая существовала до начала 1930-х. В 1923 работы мастерской экспонировались в Париже на выставке «L’Art d’Aujourd’hui». В 1925 фарфор с маркой «Балтарс» был представлен на II Выставке прикладного искусства и на Международной сельскохозяйственной и промышленной выставке в Риге, а затем – на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже, где завоевал две золотые и одну бронзовую медали.

В годы Второй мировой войны оставалась в Латвии. Муж, занимавший должность главного декоратора Рижской киностудии, в начале лета 1941 уехал из Латвии в Грузию, где стал работать художником в Тбилисской киностудии. В 1944 он был арестован и расстрелян как «враг народа».

В 1945, с приходом советской власти, была принята в Союз художников Латвийской ССР. В первой половине 1950-х ей вменялся в вину «формализм», что вынудило приспосабливаться к требованиям соцреализма. В 1970-е вернулась к свободной колористической манере. Персональные выставки состоялись в Риге (1962, 1972), Тукумсе (1963), Лиепае (1973), Ленинграде (1972/1973 и 1977). Мемориальные выставки прошли в Риге (1984 и 2002), Лиепае и Мадоне (1985), Валмиере (1986).

Сильнее всего ее индивидуальность проявилась в живописи, особенно портретной. Александра Бельцова – ярчайший представитель направления арт-деко в Латвии, хотя ее вклад в латышское искусство этим далеко не исчерпывается. Скончалась 1 февраля 1981 года в возрасте 89 лет.

Вы можете оставить комментарий ниже.
Яндекс.Метрика