МЕЛЬНИКОВ Фёдор

МЕЛЬНИКОВ Фёдор

Федор Евфимьевич Мельников (1874 — 1960) родился в г. Новозыбкове (точная дата его рождения не установлена), в прошлом одной из слобод (Зыбкая) Стародубья, крупнейшего старообрядческого центра России. Отец его был настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Белокриницкого согласия).

Полученные с детства серьезные знания, а также общение с просвещенными единоверцами: священноиноком О. В. Швецовым, будущим епископом, Арсением, старообрядческим писателем Ксеносом, Иваном Усовым, впоследствии епископом Иннокентием, направили на путь начетничества. Соратником в этом деле был и его брат Василий. Их деятельность протекала сначала в родном Новозыбкове, а затем и в других приходах Стародубья. Вскоре образованных юношей стали приглашать для бесед на Кавказ, в Бессарабию, в Москву.

Церковь Рождества Богородицы в г. Новозыбкове. Ныне не существует.Группа начетчиков. Второй справа Ф. Мельников. Фото 1914 г.

 

 

 

 

 

 

 

С Москвой связан основной и наиболее яркий период деятельности и творчества Федора Мельникова. В этот период культурная жизнь кипела в столице, и в стороне от ярких событий не могли оказаться старообрядцы, воплотившие «дух русского народа» (как некогда заметил славянофил А. С. Хомяков). В Москве Федор Мельников занялся активной общественной деятельностью.

Особенно многогранной она была в период от «Указа о началах веротерпимости», обнародованного в апреле 1905 г., до осени 1917 г. — в «золотой период старообрядчества», как определил его он сам. Должность секретаря Совета общины Рогожского Кладбища, председательство в начетнической комиссии при московском Братстве Честнаго и Животворящего Креста, работа над созданием ряда сочинений, книг — вот далеко не полный круг деятельности Ф.Е. Мельникова. Не случайно еще при жизни он был известен как «апостол Белокриницкой иерархии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последнее десятилетие до переворота 1917 г. Ф. Мельникову также пришлось много ездить по стране. Дорога привела его в Сибирь, давно известную людьми сильного и вольнолюбивого характера, среди которых немалую долю составляли старообрядцы. Потрудился он и на Алтае.

Постоянно возвращаясь в Москву из своих поездок, Ф. Мельников не оставлял просветительской деятельности. Отстраненный за свои выступления от должности директора старообрядческого Учительского института, осенью 1918 г. вынужден был навсегда оставить Москву и снова приехать в Барнаул, где действовало правительство, возглавляемое А.В. Колчаком. Здесь на очередном съезде старообрядцев Томско-Алтайской епархии он выступил с инициативой издания журнала «Сибирский старообрядец», целью которого явилось бы «укрепление христианства и возрождение великой, единой и независимой России». Практически журнал в течение года, до своего вынужденного закрытия, был своеобразным центром объединения не только старообрядцев, но и людей, желающих добра своей родине.

Ф. Е. Мельников с прихожанами

Ф.Е. Мельников с книгой. Фото 2-й половины ХХ в.

Справедливо опасаясь преследований от вернувшихся к власти большевиков, Федор Евфимьевич вынужден был скрыться в таежных скитах и на отдаленных заимках. Но и там он не оставлял писательской и издательской деятельности. Заочно приговоренный к расстрелу томским губернским «нарсудом», через некоторое время едет на Кавказ, а затем эмигрирует в Румынию, где долгое время живет в старообрядческом Мануиловском монастыре, продолжая много работать,

После прихода к власти в Румынии коммунистического правительства он оставался под надзором государственной службы безопасности до самой смерти 26 мая 1960-го года. Похоронен Ф.Е. Мельников в там же, где и прожил последнюю значительную часть своей долгой и многотрудной жизни, в с. Мануиловка Сучавского уезда (Румыния).

Литературные труды Федора Евфимьевича ныне не просто увидели свет, но оказались востребованными и читаемыми, начиная с такого крупного произведения, как фундаментальная «История старообрядчества», и заканчивая отдельными журнальными статьями, публиковавшимися в различных церковных изданиях.

Названия большинства его сочинений, как правило, просты и понятны. Однако в них он заставляет задуматься о многом. На уровне знаний своего времени, Мельников критиковал марксизм, пытался достучаться до современников, приводя аргументированные доказательства бытия Божия.

В отличие от своих учителей и предшественников Ф.Е. Мельников разговаривал с читателем современным ему литературным языком, что безусловно, способствовало его популярности и значимости как писателя. К тому же он был уже сыном нового века, понимая значение крупнейших научно-естественных открытий своего времени, а это делало его полемистические труды более привлекательными и понятными.

В современной России издание собрания его сочинений было предпринято только в самом конце ХХ века (до этого они издавались только за рубежом). В 1999 году издательство «Лествица» выпустило «Краткую историю древлеправославной (старообрядческой) церкви», ставшую первой книгой ныне хорошо известного восьмитомного издания трудов нашего земляка. Последовали вслед за этим повторные выпуски отдельных его сочинений.

Наследие и биография Ф.Е. Мельникова еще до конца не раскрыты, однако то, что сохранилось и продолжает появляться, позволяет говорить о нем, как о человеке, внесшем достаточно весомый вклад в русскую литературу. Можно сказать, что со времен Аввакума не было на Руси просветителя и апологета религиозной совести, древлеправославного русского слова более известного и также преследуемого за свои убеждения, чем Ф.Е. Мельников. К его трудам, примеру жизни и деятельности еще долго будут обращаться все, кто ищет путеводную нить в сложном и меняющемся мире на пути к истине.

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

ЮБИЛЕЙ Ф.Е. МЕЛЬНИКОВА

ТРУДЫ Ф. МЕЛЬНИКОВА:

 

Извините, комментарии закрыты.