Принято считать, что в Новозыбкове первый городской музей был организован в 1923 году, а инициатором его создания выступило уездное бюро краеведения. Спустя 5 лет этот музей стал государственным с основной направленностью: сбор сведений по общей истории края, революционному движению на Новозыбковщине и его представителях.
Однако проведённые исследования архивных документов более раннего периода свидетельствуют, что возникновение первого новозыбковского музея относится к началу XX столетия и связано с именами известных в те годы специалистов в сфере народного образования.
Сторонники всеобщего просвещения полагали, что земская школа только тогда выполнит своё назначение, когда, соблюдая принцип наглядности в обучении, обратит внимание на обогащение детей ясными и точными образами, верно отражающими действительность, разовьёт у них внимательное отношение к явлениям жизни, приучит к самодеятельности и умению оперативно реагировать на возникающие вопросы, воспитает любовь и уважение к труду, вызовет неослабевающий интерес к наукам и жажду познания.
Также педагоги тех лет были убеждены, что музей, как постоянно и целесообразно организованная выставка всевозможных образцов и пособий, несомненно, окажет пользу всякому учителю, искренно желающему одухотворить и оживить школу, призванную к выполнению великой культурной миссии.
По подсчётам специалистов, накануне октября 1917 года в Российской империи действовали 73 научных общества и 154 музея краеведческой направленности. В русской провинции они начали возникать в массовом порядке с конца 1890-х годов. Их появление было связано со значительным увеличением числа лиц, связанных с образованием, изменением географии занятий наукой и самого дисциплинарного пространства.
После прихода к власти большевиков в стране стали происходить коренные преобразования, которые затронули в том числе отечественную историческую науку. Были упразднены такие авторитетные организации, как Русское историческое и Русское военно-историче- ское общества. Ликвидированы знаменитые исторические журналы «Русский архив» и «Русская старина». В школах и вузах страны до середины 1930-х годов было прекращено преподавание истории России.
На фоне происходивших в стране изменений в декабре 1924 года в Москве прошла II Всесоюзная краеведческая конференция. В 20-е годы прошлого столетия представители советского правительства стали заявлять о важности краеведческой работы на местах. Придавая большое значение добровольности и свободе творчества краеведов, нарком просвещения Анатолий Луначарский заявил: «Наша гигантская, необъятная страна была плохо изучена и ещё теперь мало известна её подлинному хозяину, трудовому народу. Нужно эту работу поставить как можно тщательнее во всех областях».
Конференция краеведов должна была помочь Наркомпросу выявить объединения исследователей в регионах, определить их потребности и возможности, засвидетельствовать готовность нового советского учебно-научного ведомства оказать им поддержку, предложить основные направления деятельности. Стремление краеведов и независимых исследователей к объединению и координации не осталось без внимания в Москве, где перехватили идущую «снизу» инициативу. При этом важная роль в краеведческой работе отводилась вновь создаваемым в стране музеям и бюро по изучению истории конкретных населённых пунктов.
Среди участников II Всесоюзной конференции был бывший учитель географии и истории новозыбковских реального училища и женской гимназии, археолог-исследователь, Герой Труда Пётр Ерёменко. Помимо преподавательской деятельности этот удивительный и разносторонне развитый человек стоял у истоков возникновения в начале XX столетия в Новозыбкове первого общедоступного музея.
Поводом для этого стали прошедшие в 1902 году в Новозыбкове курсы для учителей, в связи с чем земством были приобретены книги, картины и различные учебные пособия, в том числе по физике и химии. Училищный совет 14 июня (по старому стилю) 1902 года, отмечая недостаток таких наглядных пособий и предметов в школах, постановил ходатайствовать перед Новозыбковским земским собранием о создании в городе музея для их постоянного размещения и выделении денежных средств на его содержание.
Эту инициативу поддержали члены городской управы, которые также выступили с прошением перед земством об учреждении в Новозыбкове музея и организации специальной комиссии по народному образованию с целью проработки и разрешения данного вопроса по существу.
Из доклада № 99 Новозыбковской управы на сессии земского собрания 1902 года: «…в распоряжении управы осталось по окончании курсов довольно много разных приборов, картин и других учебных пособий на сумму рублей в 200. Вещи эти нельзя отдать какой либо одной школе не только потому, что это было бы несправедливо относительно других школ, но ещё и потому, что все эти вещи не представляют собой коллекции или даже сколько-нибудь связного подбора, а раздавать их в разные школы тоже неудобно, вследствие весьма различной их ценности и ещё более различной полезности в учебном отношении.
Наиболее целесообразным назначением, какое только можно дать этим учебным пособиям, будет считать их, так сказать, ядром постоянного музея. Необходимость таких музеев уже давно признана. Музеи наглядных пособий учреждены громадным большинством земств, причём многие из этих музеев основаны давно, очень обширны и богаты. Потребность в таком музее чувствуется и в нашем уезде. Полезность его очевидна».
В спецкомиссию по вопросу создания и функционирования музея были избраны упомянутый Пётр Ерёменко, директор реального училища Николай Исаин, учителя истории Пётр Марковский, физики Александр Радзимовский, педагог Кирилл Чернышёв, заведующий двухклассным училищем господин Коваленко, учитель городской школы Манжалей, преподавательницы женской гимназии Богданова и Жемчужникова, а также школы благотворительного общества Зенченко, Аноколова и Анастасия Туссен. Именно эти люди стоят у истоков создания в Новозыбкове первого общедоступного музея и на первоначальном этапе являлись его руководителями.
Члены комиссии пришли к единому мнению о том, что «хорошо и всесторонне обставленный музей уже путём внимательного осмотра даст возможность удовлетворить этой жажде знаний потребности больше видеть, понимать, употребить с пользою для себя, может быть, немногие часы досуга. Это обозрение под руководством специалистов или лиц, ближе всего состоящих к музею, не останется бесследным для посетителей, кто бы они ни были, — будут ли это ученики местных или особенно экскурсанты земских школ, будут ли это интеллигенты, которым, естественно, должны быть дороги интересы народного просвещения, будет ли это, наконец, рабочий люд, пробивающий себе собственными усилиями путь к знанию».
По замыслу устроителей, целями создания городского музея являлись: просвещение населения, проведение встреч и экскурсий; собирание предметов старины и формирование особо ценных коллекций; разработка общего плана народных чтений в уезде по священной и всеобщей истории, литературе, географии, естествоведению, гигиене, медицине, сельскому хозяйству; поддержание в исправном состоянии «волшебных фонарей» (приборов для проекции изображений), своевременное пополнение коллекции световых картин.
По результатам обсуждения были разработаны подробный план организации музея, правила заведывания и пользования им, смета на наём помещения с обстановкой и оборудованием, определена стоимость оплаты труда обслуживающего персонала. Также члены комиссии пришли к выводу, что музей должен быть смешанного типа с педагогическо-демонстративным, подвижным и научным отделами.
Подвижной отдел содержал проекционные фонари со световыми картинами и инструкциями по их применению, стереоскопы, дубликаты имеющихся в музее пособий, всевозможные каталоги, отчёты, справочники по народному образованию, сборники законов и циркуляров.
В демонстративном отделе хранились коллекции по школьной гигиене, фотографические снимки и модели одноклассных и двуклассных школ, образцы лучшей школьной мебели и тетрадей, классные доски, карандаши, перья, настенные таблицы, картины, статуэтки, модели, сложные наглядные приборы для опытов по физике и химии. Научный отдел формировался за счёт частных пожертвований и поступлений от различных организаций и учреждений.
Приступив к работе, члены комиссии обратились в земское собрание с ходатайством о выделении более 650 рублей для пополнения фондов новыми книгами и снабжения музея дополнительными «волшебными фонарями». Активно прорабатывался вопрос о привлечении к работе музея народных учителей.
На момент создания в распоряжении музея находилась большая коллекция старинных монет, спиртовые препараты по патологии. Кроме того, велись переговоры с руководством Санкт-Петербургского горного института о получении коллекции полезных ископаемых. Многие учителя, занимавшиеся формированием коллекций различных предметов при школах города и уезда, передали лишние экземпляры в пользу городского музея, в результате чего сформировалась богатая подборка по металлургии.
Все имевшиеся предметы, составлявшие основу музейного фонда, были размещены в четырёх шкафах в помещении Новозыбковской городской управы (сегодня — здание Центра государственных услуг «Мои документы» по улице Красной, дом 2). Впоследствии музей предполагалось разместить в здании Народного дома (адрес не установлен). При этом члены уездного училищного совета пришли к выводу о том, что значительных расходов на содержание музея не потребуется.
Особо активную роль в возникновении в Новозыбкове музея сыграли директор реального училища Николай Исаин и педагог Пётр Ерёменко. Николай Исаин являлся активным сторонником развития земства и народного просвещения. Состоял членом уездного училищного совета, а с 1900 года — его председателем, руководил педагогическим советом городской женской гимназии. Одновременно возглавлял сельскохозяйственное техническое училище (сегодня — филиал Брянского государственного аграрного университета). За самоотверженное и эффективное служение на ниве народного просвещения в 1898 году ему будет присвоен один из высших гражданских чинов Табели о рангах — действительный статский советник.
Также Исаин принимал активное участие в деятельности Новозыбковского благотворительного общества. В разное время он занимал должности рядового работника в классах для взрослых, члена совета этого общества, а затем товарища председателя. С его именем неразрывно связано возникновение и существование при школе благотворительного общества специальных классов черчения и рисования, размещавшихся в стенах реального училища.
После революционных событий 1905 года Николай Трифонович вынужденно покинет Новозыбков и переедет для постоянного проживания в Сочи, где будет избран действительным членом Сочинского сельскохозяйственного общества, товарищем председателя, а затем председателем этого общества, членом выставочного и строительного комитетов, заведующим Сочинской сельскохозяйственной и садовой опытной станцией (сегодня — Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук»). Умер в 20-х годах прошлого столетия.
Пётр Ерёменко приехал в Новозыбков в 1887 году после окончания историко-филологического факультета Императорского университета святого князя Владимира в Киеве. Преподавал историю и географию в реальном училище и женской гимназии. Активно участвовал не только в образовательном процессе, но и в вопросах организации учёбы, улучшения быта учащих и учащихся, их финансовой поддержки, стимулирования и поощрения. После учреждения в Новозыбкове благотворительного общества Петра Ерёменко единогласно включают в состав руководящего совета названной организации. В сформированных при обществе классах для взрослых он даёт уроки с учётом своей специализации. В 1901 году при этих классах им будут организованы курсы по рукоделию. Летом того года Ерёменко читает лекции по русской истории на общеобразовательных курсах для учителей Новозыбковского уезда. В 1902 году организует курсы по черчению и рисованию для рабочих ремесленных предприятий, железнодорожных и механических мастерских при спичечных фабриках города. В 1902 — 1903 годах участвует в создании драматического кружка. В 1903 — 1904 годах, благодаря приобретению на частные средства музыкальных инструментов, формирует народный духовой оркестр. За безупречную 12-летнюю службу в должности преподавателя в январе 1898 года Пётр Митрофанович будет удостоен ордена святой Анны III степени.
С конца XIX столетия активно исследовал земли, курганы и городища в ряде уездов Черниговской, Орловской и Полтавской губерний. Автор опубликованных в печати статей «О руководстве чтением учеников», «Письменные работы в низших сельскохозяйственных училищах», «О внутреннем укладе школьной жизни». Издал очерк «Восточные уезды Гомельской губернии в прошлом» и работу по краеведению «Новозыбковский уезд». В 1917 году Пётр Митрофанович будет назначен на должность директора реального училища. В 1922 году за особые заслуги в области народного образования ему присвоят почётное звание Героя Труда. Умер он 27 февраля 1926 года в Новозыбкове.
Согласно изданному Центральным бюро краеведения в 1927 году в Ленинграде сборнику «Краеведные учреждения СССР», в 1923 году в Новозыбкове был сформирован Музей народного хозяйства. Располагался он в помещении сельскохозяйственного техникума и состоял из четырёх отделов: сельскохозяйственного, промышленного, кустарно-промыслового и работы учреждений. В фондах этого музея хранилось 359 экспонатов, собственная библиотека включала 203 печатных издания. К 1928 году этот музей разместился в здании политехникума (бывшее реальное училище) и включал в себя уже более 600 экспонатов и 250 книг. Был ли за основу этого музея взят первый открытый в Новозыбкове в 1902 году музей — вопрос открытый.
Кроме того, в 1923 году в Новозыбкове основано бюро краеведения в составе 7 человек, которое располагалось в доме 39 по улице Ленина. Его председателем был выбран Моисей Мейтов, секретарём — Александр Бидуля.
С 1953 года и по настоящее время Новозыбковский краеведческий музей располагается в одном из красивейших архитектурных сооружений города — деревянном особняке фабриканта М. Волкова по улице Ленина, дом 78. Сегодня в нём хранится более 40 тысяч экспонатов. Работа по исследованию прошлого продолжается.
А. ДУДНИКОВ, краевед, уроженец Новозыбкова.
г. Москва
Извините, комментарии закрыты.