ПЕРВОМУ МУЗЕЮ В НОВОЗЫБКОВЕ-120 ЛЕТ

ПЕРВОМУ МУЗЕЮ В НОВОЗЫБКОВЕ-120 ЛЕТ

Принято считать, что в Новозыбкове первый городской музей был организован в 1923 году, а инициатором его создания выступило уездное бюро краеведения. Спустя 5 лет этот музей стал государственным с основной направленностью: сбор сведений по общей истории края, революционному движению на Новозыбковщине и его представителях.

Однако проведённые исследования архивных документов более раннего периода свидетельствуют, что возникновение первого новозыбковского музея относится к началу XX столетия и связано с именами известных в те годы специалистов в сфере народного образования.

Сторонники всеобщего просвещения полагали, что земская школа только то­гда выполнит своё назначение, когда, соблюдая принцип наглядности в обуче­нии, обратит внимание на обогащение детей ясными и точными образами, вер­но отражающими действительность, ра­зовьёт у них внимательное отношение к явлениям жизни, приучит к самодея­тельности и умению оперативно реаги­ровать на возникающие вопросы, вос­питает любовь и уважение к труду, вызо­вет неослабевающий интерес к наукам и жажду познания.

Также педагоги тех лет были убежде­ны, что музей, как постоянно и целесо­образно организованная выставка все­возможных образцов и пособий, несо­мненно, окажет пользу всякому учите­лю, искренно желающему одухотворить и оживить школу, призванную к выпол­нению великой культурной миссии.

В этом здании бывшей церкви по ул. Советской (ранее Никольской) располагался до ВОВ Новозыбковский краеведческий музей. Фото В. Клещёва.

По подсчётам специалистов, накану­не октября 1917 года в Российской им­перии действовали 73 научных обще­ства и 154 музея краеведческой на­правленности. В русской провинции они начали возникать в массовом по­рядке с конца 1890-х годов. Их появле­ние было связано со значительным уве­личением числа лиц, связанных с обра­зованием, изменением географии за­нятий наукой и самого дисциплинарно­го пространства.

После прихода к власти большевиков в стране стали происходить коренные преобразования, которые затронули в том числе отечественную историческую науку. Были упразднены такие автори­тетные организации, как Русское исто­рическое и Русское военно-историче- ское общества. Ликвидированы знаме­нитые исторические журналы «Русский архив» и «Русская старина». В школах и вузах страны до середины 1930-х годов было прекращено преподавание исто­рии России.

На фоне происходивших в стране из­менений в декабре 1924 года в Москве прошла II Всесоюзная краеведческая конференция. В 20-е годы прошлого столетия представители советского правительства стали заявлять о важно­сти краеведческой работы на местах. Придавая большое значение добро­вольности и свободе творчества крае­ведов, нарком просвещения Анатолий Луначарский заявил: «Наша гигантская, необъятная страна была плохо изучена и ещё теперь мало известна её подлин­ному хозяину, трудовому народу. Нужно эту работу поставить как можно тща­тельнее во всех областях».

Конференция краеведов должна бы­ла помочь Наркомпросу выявить объ­единения исследователей в регионах, определить их потребности и возмож­ности, засвидетельствовать готовность нового советского учебно-научного ве­домства оказать им поддержку, предло­жить основные направления деятельно­сти. Стремление краеведов и независи­мых исследователей к объединению и координации не осталось без внимания в Москве, где перехватили идущую «снизу» инициативу. При этом важная роль в краеведческой работе отводи­лась вновь создаваемым в стране му­зеям и бюро по изучению истории конкретных населённых пунктов.

Здание Городской управы, где располагался первый в Новозыбкове общедоступный музей. Фото с дореволюционной открытки.

Среди участников II Всесоюзной кон­ференции был бывший учитель геогра­фии и истории новозыбковских реаль­ного училища и женской гимназии, археолог-исследователь, Герой Труда Пётр Ерёменко. Помимо преподава­тельской деятельности этот удивитель­ный и разносторонне развитый человек стоял у истоков возникновения в начале XX столетия в Новозыбкове первого об­щедоступного музея.

Поводом для этого стали прошедшие в 1902 году в Новозыбкове курсы для учителей, в связи с чем земством были приобретены книги, картины и различ­ные учебные пособия, в том числе по физике и химии. Училищный совет 14 июня (по старому стилю) 1902 года, отмечая недостаток таких наглядных по­собий и предметов в школах, постано­вил ходатайствовать перед Новозыбковским земским собранием о созда­нии в городе музея для их постоянного размещения и выделении денежных средств на его содержание.

Эту инициативу поддержали члены городской управы, которые также вы­ступили с прошением перед земством об учреждении в Новозыбкове музея и организации специальной комиссии по народному образованию с целью про­работки и разрешения данного вопроса по существу.

Из доклада № 99 Новозыбковской управы на сессии земского собрания 1902 года: «…в распоряжении управы осталось по окончании курсов довольно много разных приборов, картин и дру­гих учебных пособий на сумму рублей в 200. Вещи эти нельзя отдать какой либо одной школе не только потому, что это было бы несправедливо относительно других школ, но ещё и потому, что все эти вещи не представляют собой кол­лекции или даже сколько-нибудь связ­ного подбора, а раздавать их в разные школы тоже неудобно, вследствие весьма различной их ценности и ещё более различной полезности в учебном отношении.

Здание Новозыбковского с/х училища, где с 1923 года находился музей Народного хозяйства. Фото с дореволюционной открытки.

Наиболее целесообразным назначе­нием, какое только можно дать этим учебным пособиям, будет считать их, так сказать, ядром постоянного музея. Необходимость таких музеев уже давно признана. Музеи наглядных пособий уч­реждены громадным большинством земств, причём многие из этих музеев основаны давно, очень обширны и бога­ты. Потребность в таком музее чувству­ется и в нашем уезде. Полезность его очевидна».

В спецкомиссию по вопросу созда­ния и функционирования музея были из­браны упомянутый Пётр Ерёменко, ди­ректор реального училища Николай Исаин, учителя истории Пётр Марков­ский, физики Александр Радзимовский, педагог Кирилл Чернышёв, заведующий двухклассным училищем господин Ко­валенко, учитель городской школы Манжалей, преподавательницы женской гимназии Богданова и Жемчужникова, а также школы благотворительного обще­ства Зенченко, Аноколова и Анастасия Туссен. Именно эти люди стоят у исто­ков создания в Новозыбкове первого общедоступного музея и на первона­чальном этапе являлись его руководи­телями.

Члены комиссии пришли к единому мнению о том, что «хорошо и всесторон­не обставленный музей уже путём внимательного осмотра даст возможность удовлетворить этой жажде знаний по­требности больше видеть, понимать, употребить с пользою для себя, может быть, немногие часы досуга. Это обо­зрение под руководством специалистов или лиц, ближе всего состоящих к му­зею, не останется бесследным для по­сетителей, кто бы они ни были, — будут ли это ученики местных или особенно экскурсанты земских школ, будут ли это интеллигенты, которым, естественно, должны быть дороги интересы народно­го просвещения, будет ли это, наконец, рабочий люд, пробивающий себе собст­венными усилиями путь к знанию».

По замыслу устроителей, целями создания городского музея являлись: просвещение населения, проведение встреч и экскурсий; собирание предме­тов старины и формирование особо ценных коллекций; разработка общего плана народных чтений в уезде по свя­щенной и всеобщей истории, литерату­ре, географии, естествоведению, гигие­не, медицине, сельскому хозяйству; поддержание в исправном состоянии «волшебных фонарей» (приборов для проекции изображений), своевремен­ное пополнение коллекции световых картин.

Здание политехникума (бывшего реального училища), где с 1928 года размещался первый музей с государственным статусом. Фото с дореволюционной открытки.

По результатам обсуждения были разработаны подробный план организа­ции музея, правила заведывания и пользования им, смета на наём поме­щения с обстановкой и оборудованием, определена стоимость оплаты труда об­служивающего персонала. Также члены комиссии пришли к выводу, что музей должен быть смешанного типа с педагогическо-демонстративным, подвижным и научным отделами.

Подвижной отдел содержал про­екционные фонари со световыми карти­нами и инструкциями по их примене­нию, стереоскопы, дубликаты имею­щихся в музее пособий, всевозможные каталоги, отчёты, справочники по на­родному образованию, сборники зако­нов и циркуляров.

В демонстративном отделе храни­лись коллекции по школьной гигиене, фотографические снимки и модели од­ноклассных и двуклассных школ, образ­цы лучшей школьной мебели и тетра­дей, классные доски, карандаши, перья, настенные таблицы, картины, статуэтки, модели, сложные наглядные приборы для опытов по физике и химии. Научный отдел формировался за счёт частных пожертвований и поступлений от различных организаций и учрежде­ний.

Приступив к работе, члены комиссии обратились в земское собрание с хода­тайством о выделении более 650 рублей для пополнения фондов новыми книга­ми и снабжения музея дополнительны­ми «волшебными фонарями». Активно прорабатывался вопрос о привлечении к работе музея народных учителей.

На момент создания в распоряжении музея находилась большая коллекция старинных монет, спиртовые препараты по патологии. Кроме того, велись пере­говоры с руководством Санкт-Петербургского горного института о получе­нии коллекции полезных ископаемых. Многие учителя, занимавшиеся форми­рованием коллекций различных пред­метов при школах города и уезда, пере­дали лишние экземпляры в пользу го­родского музея, в результате чего сформировалась богатая подборка по металлургии.

Все имевшиеся предметы, состав­лявшие основу музейного фонда, были размещены в четырёх шкафах в поме­щении Новозыбковской городской управы (сегодня — здание Центра госу­дарственных услуг «Мои документы» по улице Красной, дом 2). Впоследствии музей предполагалось разместить в здании Народного дома (адрес не уста­новлен). При этом члены уездного училищного совета пришли к выводу о том, что значительных расходов на содержание музея не потребуется.

Особо активную роль в возникнове­нии в Новозыбкове музея сыграли ди­ректор реального училища Николай Исаин и педагог Пётр Ерёменко. Николай Исаин являлся активным сторонником развития земства и на­родного просвещения. Состоял членом уездного училищного совета, а с 1900 года — его председателем, руко­водил педагогическим советом город­ской женской гимназии. Одновременно возглавлял сельскохозяйственное тех­ническое училище (сегодня — филиал Брянского государственного аграрного университета). За самоотверженное и эффективное служение на ниве народ­ного просвещения в 1898 году ему бу­дет присвоен один из высших граждан­ских чинов Табели о рангах — действи­тельный статский советник.
Также Исаин принимал активное уча­стие в деятельности Новозыбковского благотворительного общества. В раз­ное время он занимал должности рядо­вого работника в классах для взрослых, члена совета этого общества, а затем товарища председателя. С его именем неразрывно связано возникновение и существование при школе благотвори­тельного общества специальных клас­сов черчения и рисования, размещав­шихся в стенах реального училища.

Новозыбковский профессионально-педагогический колледж, бывший политехникум и НГПИ. В нем размещался первый в городе государственный музей (с 1928 г.). Фото К. Попова.

После революционных событий 1905 года Николай Трифонович вынуж­денно покинет Новозыбков и переедет для постоянного проживания в Сочи, где будет избран действительным чле­ном Сочинского сельскохозяйственного общества, товарищем председателя, а затем председателем этого общества, членом выставочного и строительного комитетов, заведующим Сочинской сельскохозяйственной и садовой опыт­ной станцией (сегодня — Федеральный исследовательский центр «Субтропиче­ский научный центр Российской акаде­мии наук»). Умер в 20-х годах прошлого столетия.

Пётр Ерёменко приехал в Новозыб­ков в 1887 году после окончания исто­рико-филологического факультета Им­ператорского университета святого князя Владимира в Киеве. Преподавал историю и географию в реальном учи­лище и женской гимназии. Активно уча­ствовал не только в образовательном процессе, но и в вопросах организации учёбы, улучшения быта учащих и уча­щихся, их финансовой поддержки, сти­мулирования и поощрения. После учреждения в Новозыбкове благотворительного общества Петра Ерёменко единогласно включают в со­став руководящего совета названной ор­ганизации. В сформированных при об­ществе классах для взрослых он даёт уроки с учётом своей специализации. В 1901 году при этих классах им будут ор­ганизованы курсы по рукоделию. Летом того года Ерёменко читает лекции по русской истории на общеобразователь­ных курсах для учителей Новозыбковско­го уезда. В 1902 году организует курсы по черчению и рисованию для рабочих ремесленных предприятий, железнодо­рожных и механических мастерских при спичечных фабриках города. В 1902 — 1903 годах участвует в создании драма­тического кружка. В 1903 — 1904 годах, благодаря приобретению на частные средства музыкальных инструментов, формирует народный духовой оркестр. За безупречную 12-летнюю службу в должности преподавателя в январе 1898 года Пётр Митрофанович будет удостоен ордена святой Анны III степени.

Центр госу­дарственных услуг «Мои документы» (МФЦ), бывшая Управа. В ней в 1902 году размещался первый в городе музей. Фото К. Попова.

С конца XIX столетия активно иссле­довал земли, курганы и городища в ря­де уездов Черниговской, Орловской и Полтавской губерний. Автор опублико­ванных в печати статей «О руководстве чтением учеников», «Письменные рабо­ты в низших сельскохозяйственных учи­лищах», «О внутреннем укладе школь­ной жизни». Издал очерк «Восточные уезды Гомельской губернии в прошлом» и работу по краеведению «Новозыбковский уезд». В 1917 году Пётр Митрофанович бу­дет назначен на должность директора реального училища. В 1922 году за осо­бые заслуги в области народного обра­зования ему присвоят почётное звание Героя Труда. Умер он 27 февраля 1926 года в Новозыбкове.

Согласно изданному Центральным бюро краеведения в 1927 году в Ленин­граде сборнику «Краеведные учрежде­ния СССР», в 1923 году в Новозыбкове был сформирован Музей народного хо­зяйства. Располагался он в помещении сельскохозяйственного техникума и со­стоял из четырёх отделов: сельскохо­зяйственного, промышленного, кустарно-промыслового и работы учрежде­ний. В фондах этого музея хранилось 359 экспонатов, собственная библиоте­ка включала 203 печатных издания. К 1928 году этот музей разместился в здании политехникума (бывшее реаль­ное училище) и включал в себя уже бо­лее 600 экспонатов и 250 книг. Был ли за основу этого музея взят первый откры­тый в Новозыбкове в 1902 году музей — вопрос открытый.

Новозыбковский краеведческий музей. Бывший дом Волкова. Фото В. Клещёва.

Кроме того, в 1923 году в Новозыбко­ве основано бюро краеведения в соста­ве 7 человек, которое располагалось в доме 39 по улице Ленина. Его председа­телем был выбран Моисей Мейтов, сек­ретарём — Александр Бидуля.

С 1953 года и по настоящее время Новозыбковский краеведческий музей располагается в одном из красивейших архитектурных сооружений города — деревянном особняке фабриканта М. Волкова по улице Ленина, дом 78. Сегодня в нём хранится более 40 тысяч экспонатов. Работа по исследованию прошлого продолжается.

А. ДУДНИКОВ, краевед, уроженец Новозыбкова.

г. Москва

Извините, комментарии закрыты.