«Назад – в будущее»
Не всякая фантастика – зло
На сайте “Русская народная линия” была опубликована статья Василия Владимировича Дворцова «Вперёд – в прошлое» с подзаголовком «Фантастика против Христианства».
Публикация вызвала полемику в соцсетях, основная претензия к тексту заключалась в том, что если любую выдумку позиционировать в качестве того, что считается в аскетике прелестью духовной, то у нас останутся из литературы только словари да справочники.
Что плохого в том, что прозорливые фантазёры изобразят иллюстрации возможных последствий воплощения в жизнь той или иной инженерной или футурологической мысли?
Разве Жюль Верн (и его последователи вплоть до Азимова) или философы-антиутописты – такие уж вредители?
И тут важно сделать уточнение – для христианина опасность произведений, написанных в жанрах научной фантастики, фэнтези и антиутопии не в том, что читателю преподносится некая выдумка, а в том, что выдумывается такая мифологическая картина мироздания, где нет места Вседержителю. И это дезориентирует читателя, который ищет помимо увлекательного сюжета ещё и подсказки на ответы на Главные вопросы.
Творца, как мы помним, старательно изгоняли на протяжении всего XIX века: Дарвин – из природы; Маркс – из исторических процессов; Фрейд – из наших душ и т.д.
Но картина мира, созданная вульгарными материалистами, оказалась слишком пресной, и тогда выручило то, что классифицируется в качестве пантеистического космизма. На самом деле за столь мудрёным термином скрывается банальная магия – предположение, что всё во вселенной пронизано некой безликой «силой», и одни умеют пользоваться этими энергиями, другие – нет. Наиболее завершённое воплощение эта незамысловатая идея получила в знаменитой саге про «Звёздные войны».
Там ведь т.н. «тёмная сторона силы» – это вовсе не какая-то «не та энергия», нет, энергия безлика. Но существуют якобы «хорошие» методы использования этой «Силы», а есть – «плохие».
Всё плохое и всё хорошее уже есть в человеке, и некоторые его действия активизируют плохое, а некоторые – хорошее. Никакого внешнего по отношению к человеческому сознанию духовного фактора якобы не существует. Испытал неправильные эмоции, поддался их влиянию – взращиваешь в себе «тёмное», не поддался – молодец!
И западным постхристианам, играющим в буддистов, и постсоветским атеистам, играющим в йогов, такая постановка вопроса оказалась весьма по нраву.
Вот это – действительно проблема проблем, и на этом, уверен, нужно делать акцент.
Иначе люди, столкнувшись с критикой самого, пожалуй, популярного жанра в современной культуре, воспримут наши предупреждения в качестве «демонстрации мракобесия».
Ещё раз.
Одно дело – сочинять истории, которые происходят с вымышленными героями, но в мире, где действуют невымышленные законы, и совсем иное – фабриковать реальность, в которой просто нет Бога как такового и действуют законы, описываемые при посредстве мифологической картины, сфабрикованной на основе атеистических идей.
В спектре от МЛФ до той или иной разновидности магизма.
И в этом смысле полагаю, что от советской литературы, где писатели-атеисты покушались изобразить душевную жизнь человека, – вреда не меньше, чем от фэнтези или постапокалиптики.
Павел Тихомиров
Извините, комментарии закрыты.