«Давно отвык от участия в своей судьбе совершенно посторонних людей»
Впечатления от России и русских
Предлагаю вниманию беседу с человеком, с которым мы уже разговаривали год назад. Тогда темой нашего разговора был рок-н-ролл, точнее, восприятие многого, связанного с современной западной культурой в качестве своего рода «карго-культа». Тема нашей сегодняшней беседы не столь масштабна: мы просто говорим о первых впечатлениях от переезда на ПМЖ из «нового региона РФ» на Кубань.
Павел Тихомиров: Вот уже несколько месяцев, как ты переехал из «одного из новых регионов РФ» в «один из старых регионов». Что тебя, как человека, осознанно воспринявшего Русскую идентичность, напрягло в первую очередь?
Музыкант: За всё время пребывания в «коренной» России ни разу не слышал, чтобы кто-то употреблял прилагательное «русский». Говорят: «у нас в России», «из России». Мы в новых регионах очень чётко это улавливаем
Т.к. по специфике своей работы приходится следить за областью музыки, сразу же обратил внимание, что тут осталось старое, ещё советское и постсоветское отношение к западной рок- и поп-музыке: благостное, с пиететом. Всё, мол, хорошо, никакой войны с западом у нас нет. Например, названия музыкальных групп, выступающих в клубах, играющих кавера, те же – с английскими словами (например, с окончанием band, что было очень распространено в т.н.Украине и СНГ).
Что интересно – музыканты в большинстве своём считают, что в целом в рок-движении на б.Украине происходило что-то интересное, новое и прогрессивное, чем в «лапотной» России. Попытки доказать и рассказать им, что украинская рок- и поп-музыка была глубоко вторичной по отношение к российской не увенчались успехом. (Имеется в виду то, что. сначала какая либо мода приходила в Москву, а уже потом, много позже, она перенималась в Киеве, но перенималась очень коряво).
Укроп-музыка всегда было второй производной от российской, которая в целом была также производной от западной. (будем честны! Разумеется, если речь идет о рок- и поп-музыке западного формата, который и по сей день является основным).
Все заблуждения о том, что новый веяния с запада приходят на Украину раньше, чем в Россию – какой-то либерастический бред и не соответствуют реальности. Могу поручиться на эту область.
П.Т.: Из хорошего что скажешь?
Музыкант: Из хороших впечатлений. Прожив на б.Украине 30 лет вне Союза, попав в Россию, оглядев всё незамутнённым взглядом, можно констатировать, что уровень жизни в РФ выше даже не на порядок – на несколько порядков, чем в стране У.
В том числе, и уровень демократии в прямом смысле, уровень толерантности к другим гражданам, понимания и принятия. Но это характерная для русских черта.
Мы не то что не почувствовали себя тут чужими – тут мы реально более дома, чем в своем родном городе, особенно в последние годы перед началом СВО.
Именно в России сохранилась та сердечность и принятие, свойственные русскому человеку, которые уже давно утрачены в б.Украине. (За другие гос-ва СНГ не знаю).
Я не помню случая, чтобы к нам в России отнеслись без участия. Интересно, что даже продавщицы в магазинах могут начать тебе помогать, обсуждать твои просьбы с точки зрения улучшения – такого давно уже нет в б.Украине, где либо в сфере услуг простая формальная и фальшивая вежливость, либо желание выдурить у клиента побольше денег. Тут такого нет, как ни странно, несмотря на то, что страна ушла далеко по пути развития XXI века – по сравнению с территорией У.
П.Т.: Что касается центральных ТВ- и Радио- кнопок, то ситуация, конечно, печальная. Музыкальная культура РФ – это просто какая-то гомерическая пошлость. Но вот в провинции, как мне кажется, ситуация получше. Вот я был недавно на 2 концертах у нас в райцентре Брянской обл. Попса – и в музыке, и в хореографии – 1/10, не более. Конечно, я говорю о «канонической» попсе, эстраде. Есть ещё некоторое количество народных и классических произведений, испоганенных вот этим «компостером» «умц-умц» на синтезаторе, но в целом – очень даже неплохо. Народная и классическая музыка звучит, причём в живом исполнении. (А ведь в провинции ещё неск.лет назад лютовала оголтелая «киркоровщина»).
Как полагаешь: что должно произойти, чтобы эти изменения произошли и наверху?
Музыкант: В целом, с музыкой ситуация обычная и характерная для всего постсоветского пространства. Почитав сообщества музыкантов, пообщавшись с некоторыми вживую и посмотрев ТВ – можно констатировать: всё как было и у нас. Те же поиски вокалистов-скримеров в металл группы, те же «КиШ» и Летов в переходах и те же кавера в клубах
П.Т.: Ну, на официальном уровне ведь всё-таки делаются шаги по поддержке народной и классической культуры.
Музыкант: Что касается народной культуры, то не могу не поднять вопрос мовы на Кубани. Это, к счастью, носит этнографический характер и крайне мало распространено – разве что бабушки в станицах еще «балакають». Довольно много народных коллективов, которые поют по сути не казачьи, а именно украинские песни. Прилично много такого передают по радио и ТВ: есть целые радиостанции, на это ориентированные.
Спасает только то, что по сути этот язык не изучается (слава Богу!) и уже практически вышел из употребления в реальности. Хотя отношение местных жителей к мове вполне благоприятное, в советском же духе интернационализма и российской многонационалочки.
Музыканты также до сих пор положительно воспринимают украинские группы. На рассказы о том, что Вакарчук и «ВВ» – страшные нацисты ужасаются и… никак не меняют своего отношения к ним. И мы же знаем на примере б.Украины, как из этого можно сделать настоящий ад для ничего не подозревающих людей.
Остается надеяться, что ни в какой сценарии развития событий в Краснодарском крае эта «карта мовы» не будет разыграна.
Слава Богу, сами музыканты никаких укрпесен не играют – но это по естественным причинам незнания языка и малой осведомленности о предмете.
П.Т.: Откуда эта глупость (или измена?) наших творчески одарённых сограждан?
Музыкант: Ноги этого растут из тех же последних лет Союза и всего постсоветского бытия. Я уже сказал ранее о величайшем заблуждении многих российских музыкантов о том, что, мол, на Украине была какой то развитый шоу-бизнес, более продвинутый и близкий к западу, чем российский. Это заблуждение характерно и для всех других окололиберальных тусовок.
Вот только вскользь посмотрел высказывание Парфёнова, который вспомнил Оруэлла и «1984». Как можно понять всё это так, как поняли они – т.е. полностью наоборот, остаётся загадкой.
В целом, отношение россиян ко всему происходящему – “что-то там происходит, но нас это не касается, мы живем своей жизнью”. И это при живейшем участии каждого отдельного гражданина, если вопрос касается каких-то непосредственных действий. Повторяю, что я давно отвык от такого участия в своей судьбе совершенно посторонних людей.
Извините, комментарии закрыты.