ВОЗВРАЩЕНИЕ СОНИ ОРЕШНИКОВОЙ

Возвращение сони орешниковой
Соня лежала на лесной прогалине, на земле, высушенной июльским солнцем до твёрдости глины. Она понимала, что скоро умрёт. Прислушиваясь к привычному гулу сосен, в сотый раз обводила она чёрными выпуклыми глазками стоящие чуть поодаль кусты орешника и бузины. Соне не хотелось умирать. А ещё ей было жалко убежища, что соорудила она для зимовки. Теперь оно ей не пригодится. Солнце поднималось всё выше, заставляло щурить глаза, и она прикрыла их и представила вывороченное корневище старой ели и то укромное место, куда могла проникнуть только она, маленькая и гибкая, вспомнила, как выскребала мягкую перегнившую древесину, как делала запасной выход. Просто так делала, чтобы воздух свежий поступал, пока нет холодов. Зимой же в случае опасности ей всё равно не удастся убежать, потому что зимой она спит. Это убежище казалось соне самым надёжным из всех, построенных ею. Впрочем, было их не так уж и много. Соне шёл третий год, и этим летом она впервые принесла потомство. Хорошо, что детёныши уже подросли и смогут обходиться без матери. Вот только смогут ли они без неё на время спячки надёжно укрыться? И как это она так сплоховала с вороной? Не ждала, что та появится в непроглядной чащобе, а ворона – раз и сцапала её. Да, видно, неловко ухватила, потому что вскоре выронила. Соня обрадовалась свободе, но тут обнаружилось, что ворона повредила ей задние лапки.

Это случилось рано утром. Сейчас же солнце уже прогулялось по открытому пространству поляны и стало заглядывать в места теневые, сегодня ещё им необследованные. Оно уже обнаружило раненую соню, а значит, скоро её найдут и другие. Муравьи уже нашли, но им-то она не сдастся.

«Вот бы мне туда, под орешниковый куст. Там есть где спрятаться», – подумала соня, пытаясь шевельнуть лапками. Однако тело пронзила такая острая боль, что она громко запищала, и перед тем как белый свет померк, увидела, что над ней склоняется кто-то огромный. Коричневые глаза чудовища хищно блестели, а тело имело самые несуразные очертания.
Соня пришла в себя от странных запахов и непонятной тряски. Потом загорелся свет, да такой яркий, как будто одновременно светило десять солнц. Запахи стали ещё отвратительней, и боль… боль усилилась, стала невыносимой.

– Знаете, я никогда не накладывал гипс такой малышке, – сказал молодой ветеринар, рассматривая крохотного пациента.

– Вы уж как-нибудь постарайтесь. Кроме вас, ей никто не поможет. Это очень редкий вид сонь. Они занесены в Международную красную книгу. Я смотрел в интернете, – вежливо попросил высокий старик, доставивший зверька на ветстанцию.

– Особь женского пола, – сказал врач чуть позже.

– Тем более. Вылечим, выпущу – потомство принесёт, – старик протёр выпуклые солнцезащитные очки и улыбнулся.

– Ладно. Попробую.

Очнулась соня под ворохом свежих листьев, сквозь которые пробивался довольно яркий свет. Задняя половина её тела была обездвижена, перекручена чем-то, но боли больше не было, и соня поняла, что может кое-как передвигаться. К вечеру, когда свет погас, она выползла из укрытия и нашла неподалёку воду и несколько длинных чёрных семян. Вода была свежей, а семена – съедобными. Подкрепившись, соня обследовала всё вокруг и поняла, что находится в клетке, в плену. Она заметалась на здоровых передних лапах, попыталась перегрызть металлические прутья, но вскоре поняла всю бесполезность суеты, забралась поглубже под листья и уснула. Утром она увидела тех, кто её пленил. Это был огромный страшный старый человек и не такая большая и страшная девочка. Старик ловко поймал её и посадил внучке на ладонь.

– Смотри, внученька, это очень редкий вид сонь – соня орешниковая. Она занесена в Красную книгу. Смотри, какие у неё чёрные глазки-бусинки, какая рыженькая шёрстка, а хвостик пушистый на самом кончике. Если за него ухватится хищник – ласка там или горностай – то кожа с хвостика сойдёт, и соня убежит. А ещё у неё лапки интересно устроены: кисти как передних, так и задних выворачиваются почти под прямым углом, это чтобы за веточки удобно держаться было. Ест она орехи, кору, ягоды и семена разные. Смотри, какая справненькая, сколько жирка к зиме поднакопила, – это она к спячке готовилась. А ещё сони очень беззлобные, каждый может их обидеть. За зиму из десяти семь погибает от холода, потому и мало их так. Придерживай вот здесь, не бойся, не укусит.

И соня на самом деле не укусила девочку. Несколько раз видела она в лесу людей, и каждый раз ей удавалось оставаться незамеченной. Мгновенно прижималась она к ветке, замирала, даже глаза прищуривала, мол, нет меня здесь, и люди проходили мимо. В этот раз она тоже прикрыла глаза, и девочка погладила ей ушки, спинку, а потом посадила обратно в клетку.

Через неделю задние лапки сони освободили от стягивающих пут, и она поняла, что может бегать, как раньше. А ещё она поняла, что люди не собираются употреблять её в пищу, наверное, потому, что уж очень крохотной добычей была она для них. Успокоившись, соня стала много спать и вдоволь есть. Чёрные продолговатые семена, орехи те, что можно найти осенью в лесу, и другие, ещё более вкусные, кусочки варёного яйца, сладкое яблоко – всё ей нравилось, всё было по вкусу.
Но вот однажды клетку достали с привычного места и куда-то понесли. И всё повторилось заново – темнота, тарахтение, тряска. Испугавшись, соня забилась в дальний угол своего жилища, туда, где из сухой травы она соорудила гнездо. Однако через некоторое время тряска прекратилась, её окутали привычные запахи, и она поняла, что находится в лесу. Вокруг были знакомые, родные места: успокаивающе гудели сосны, шуршал листьями орешник. Призывно так шуршал… И тут Соня увидела, что клетка стоит на земле и что дверца открыта настежь. Её отпускают! Она поняла, что её отпускают.

Рыжей змейкой взметнулась Соня на самую высокую ветку куста, прижалась к ней всем телом, но глаза закрывать не стала. Ей хотелось ещё раз увидеть двух добрых гигантов, хотелось, чтобы и они увидели её, такую маленькую, но такую значимую и нужную в этом огромном и прекрасном мире.

Соня орешниковая самая маленькая из семейства соневых. Зверёк напоминает миниатюрную рыжую белку размером с небольшую мышь (длина тела с хвостом – 15 см, вес 15-20 г.)

Надежда Кожевникова

Извините, комментарии закрыты.