13 февраля 2024 года исполняется 110 лет со дня рождения нашего земляка, поэта Виктора Фёдоровича Губарева (1914 — 1938). Его трагическая судьба не один раз представлялась читателям на страницах как печатных, так и электронных изданий. Изучением его биографии и творчества много занимались уральские исследователи, в частности Челябинской области, где он жил последние годы и погиб. Одна из них — Нина Александровна Ягодинцева, профессор Челябинского государственного института культуры, кандидат культурологии, поэтесса. Ее статью о Викторе Губареве и представляем читателям сайта.
Виктор Федорович Губарев родился в небольшом городке Новозыбкове на Брянщине, в “песенном краю”. Отец его, Федор Георгиевич, в молодые годы был связным ленинской “Искры”, выполнял задания агентов ЦК РСДРП и лично Н. К. Крупской. После Октябрьской революции он работал в органах народного образования и научил сына чтению и письму еще до поступления мальчика в школу. Мать, Елена Васильевна, целиком посвятила себя воспитанию детей.
Уже в начальной школе Виктор пробовал писать стихи, рассказы, сказки, сочинять песенки, загадки. Читал и перечитывал А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, знал много народных песен. Мать сохранила детские рукописные журналы, которые он “выпускал” вместе со старшей сестрой Татьяной. Самый ранний из этих журналов – “Листок старины” – относится к 1921-1923 годам. В нём записанные рукой Виктора его первые рассказы. В другом рукописном журнале – “Луч зари” (1923 г.) первые стихи юного поэта и акварельные иллюстрации к ним.
В 1929 году, окончив начальную школу, Виктор поступил в Новозыбковскую школу II ступени с кооперативным уклоном. Учился он легко и считался одним из одаренных учеников. Бригадир старшеклассников, заводила многих интересных дел, редактор стенгазеты и школьного альманаха, в эти годы он много пишет. Представляют интерес дневник и тетрадь стихов и рассказов, относящиеся к 1928-1930 годам. Ранние стихи Губарева посвящены, в основном, природе родного края. Позже появляются и социальные мотивы, вызванные непосредственными впечатлениями от коллективизации.
Некоторое время поэт находился под влиянием С. Я. Надсона. 1 января 1928 года он записывает в дневнике: “Я сегодня прочел Надсона. Какие звучные, затрагивающие сердце стихи! О, если бы мне удалось когда-нибудь писать что-то подобное!”.Но это увлечение быстро прошло: меньше чем через год в дневнике появляется запись: “Теперь я не стремлюсь стать Надсоном, нет! Мой идеал – человек, свободно и смело смотрящий вперед…”. Новым идеалом поэта становится Н. А. Некрасов, а из современных поэтов ему наиболее близок С. А. Есенин.
К началу 1930-х годов относятся и первые прозаические произведения: повесть “Опанас”, неоконченные повести: “Бывшие и настоящие”, “Аноха”; рассказы “Товарищ”, “Пятнадцать дней” и др. Уже в них обнаружились умение Губарева построить сюжет, психологически убедительно обрисовать сложный характер героя. Свято веря в идеалы строящегося социализма, молодой человек пишет в дневнике 26 сентября 1930 года: “Когда я чувствую, что каждый мой нерв, каждая мыслишка живо трепещет, откликаясь на требования дня, я счастлив”.
Окончив школу, В. Губарев в 1931 году продолжает работать в газете “Ударник”, где он проходил практику старшеклассником, организует при ней литературный кружок “Волна”, через год преобразованный в Новозыбковскую ассоциацию пролетарских писателей.
Виктор, по природе романтик, в годы первых пятилеток был искренне восхищен и воодушевлен размахом социалистического строительства, полон стремления в нем участвовать. После окончания Смоленских заочных литературных курсов он в 1933 году уезжает в Златоуст. Поэт пишет отцу: “Здесь два крупных завода всесоюзного значения. Есть две домны, прокатные станы, мартены, установлен третий советский блюминг. Все это до чрезвычайности интересно. Работаю очень много. По ночам пишу. Сплю не более пяти часов в сутки”.
Виктор работал в редакции газеты “Пролетарская мысль” и занимался в литературном объединении “Мартен”, которым руководил Николай Куштум. Скоро Губарев стал лидером молодых поэтов “Мартена”. Его литературный псевдоним – “Западный”. Критика называет Губарева одним из ведущих писателей края наряду с Борисом Ручьевым, Николаем Куштумом и Константином Реутом.
В августе 1934 года в составе уральской делегации из 12 писателей Губарев и Ручьев участвовали в работе Первого съезда советских писателей и получили членские билеты Союза советских писателей, подписанные М. Горьким. Номер билета В. Губарева 1586. С декабря 1934 по февраль 1935 года поэт был слушателем первых Всесоюзных курсов комсомольских писателей в Малеевке (Подмосковье). На курсах встретились молодые писатели со всех концов страны.
В 1935 году В. Губарев приехал в Челябинск. Здесь он работал заведующим отделом литературы в молодежной газете “Сталинская смена”. Квартира Губарева стала своеобразным штабом молодых писателей. Поэт готовит к печати первую книгу своих стихов. В том же, 1935 году, они с Борисом Ручьевым зачислены на заочное отделение Литературного института. Губарев одновременно учился на факультете иностранных языков МГУ (заочно).
В этом же году появилось множество его публикаций в газетах, журналах “Штурм” и “Красная новь” и вышла единственная прижизненная книга “Стихи” (Челябгиз, 1935). Сборник состоит из двух разделов: “Когда зацветают сады” – лирические воспоминания о родине и “Рождение” – стихи о героике первых пятилеток.
Приехавший в это время в Челябинск поэт Илья Френкель откликнулся на книгу рецензией, в которой отметил как несомненную одаренность молодого поэта, так и недостатки первого сборника: прозаизмы, ритмические перебои, надуманные метафоры.
В 1937 году в Челябинске вышел альманах “Стихи и проза”, который открывался стихами Виктора Губарева. Это была последняя прижизненная публикация произведений поэта. В это же время Губарев подготовил к печати и сдал в Челябинское областное издательство поэму “Лесная сказка”, но ей не суждено было увидеть свет. Поэт был арестован, поэма утрачена.
9 декабря 1937 года состоялся первый допрос. А постановление о мере пресечения было выписано на имя В. Ф. Губарева 10 декабря 1937 года. Обвинение было таким же, как и в адрес Бориса Ручьева, Михаила Люгарина, Василия Макарова: контрреволюционная деятельность, участие в троцкистской организации.
4 января 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила “б. зав. отделом литературы и искусства в редакции “Сталинская смена” гр-на СССР… Губарева Виктора Федоровича к высшей мере уголовного наказания – расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества”. Следственное дело его было частью 78-томного дела писателей и журналистов.
Приговор приведен в исполнение в Челябинске 4 января 1938 г. Поэт не дожил до своего 24-го дня рождения.
Мать Виктора, Елена Васильевна, лишь в 1955 г. смогла обратиться в органы КГБ с просьбой сообщить о судьбе сына, но всей правды она так и не узнала: ей сообщили, что сын, “отбывая наказание, умер 8 марта 1939 г.”.
Н. А. Ягодинцева
Читать по теме:
Извините, комментарии закрыты.