ОСТАНОВЛЕННЫЙ НА ВЗЛЁТЕ

ОСТАНОВЛЕННЫЙ НА ВЗЛЁТЕ

К юбилейной дате со дня рождения В.Ф. Губарева

Пожалуй, ни о каком другом поэте, связанном с нашим краем, не вспоминается с такой горечью и непреходящим чувством обиды на прошлое за загубленный талант, не успевший раскрыться до конца, как о нем, Викторе Губарева. До сих пор не заглушают эту душевную боль ни поспешное в свое время признание таланта «пролетарского поэта», ни его посмертная реабилитация.

Судьба даровала Губареву короткую, но яркую жизнь. Он родился 13 февраля 1914 года в Новозыбкове, в состоятельной (по местным меркам) и интеллигентной семье книготорговца Федора Георгиевича Губарева. Мать Виктора Елена Васильевна была дочерью известного в Новозыбкове владельца городской мельницы Петухова. Отец в молодости поддерживал демократические веяния и, возможно, поэтому в своем магазине даже разрешил организовать пункт хранения большевистской газеты «Искра».

Виктор Губарев (слева) с родителями. Фрагмент фотографии конца 1920-х гг.

Может быть, судьба Виктора сложилась бы по-другому, но грянула революция, перевернувшая жизнь России. Его родители, отдав «незаконно нажитое» в руки советской власти, переселились в небольшую квартиру, где часто собиралась местная творческая интеллигенция. Здесь музицировали, читали стихи, рисовали. Рос Виктор среди книг, поэтому страсть к литературе проявилась у одаренного мальчика очень рано. Начитанному и эрудированному Вите Губареву прочили блестящее будущее. Учился он хорошо, был одним из лучших учеников школы им. К. Либкнехта, располагавшейся в здании бывшей женской гимназии (ныне средней школе № 1), сохранившей старые традиции, там еще преподавали бывшие ее учителя.

В возрасте девяти лет впервые пробует перо, и его стихи и заметки появляются в стенгазете, затем в школьном рукописном журнале, который сам же издавал. В девятом классе Виктор был направлен на производственную практику в только что начавшую выходить районную газету «Ударник», где впоследствии и стал работать литсотрудником. Здесь публикуются стихи Виктора, во многом навеянные творчеством Надсона, которому он вначале старался подражать. На всю жизнь он сохранил любовь и к другим русским поэтам — Некрасову и Есенину. Многие его стихотворения посвящены природе родного края.

Романтика строительства новой жизни, время первых пятилеток не могли не увлечь семнадцатилетнего газетчика и начинающего литератора. Он вступает в комсомол, с головой окунается в агитационно-массовую работу, пишет о создании колхозов, развенчивает, как тогда было принято говорить, мелкобуржуазную психологию крестьянства. Желание посвятить себя поэзии утверждается в нем окончательно, и в ответ на призыв ЦК комсомола и профсоюзов «Ударники — в литературу!» организует в Новозыбкове при редакции газеты литературную группу. Вначале она называлась «Весна», затем была преобразована в НАПП — Новозыбковскую ассоциацию пролетарских писателей, в которую входило более 30 человек, в том числе его близкий друг, будущий журналист и прозаик Артем Маневич.

Итогом этой работы стало появление коллективного сборника «Ответ», где поэма Виктора Губарева «Слово о кимовцах», посвященная молодым ударникам труда спичечной фабрики «Малютка», занимает значительное место. Наряду с тематикой трудового подъема в его творчестве, очевидно под влиянием активного культивирования в официальных органах, возникают тема борьбы с классовым врагом. В его дневнике, озаглавленном «Откликаясь на требования дня», появляются такие строки:

… Полосатую спину выгнув,

Дорога лежит, притаясь,

Точно готовая прыгнуть,

Сжавшаяся змея,

Молчаливо бредут туманы

В тишине напряженно-грозной…

Поручена мне охрана

Семенного амбара колхоза.

В целом, творчество В. Губарева в новозыбковский период не выходит за пределы тем и сюжетов, которые его окружали или навязывались обстоятельствами. Не избежал он влияния «пролеткультовских» течений. Но заложенные в нем поэтические силы требовали выхода, новых впечатлений, живого творческого общения. Поэтому, когда по путевке комсомола ему предложили отправиться на промышленные новостройки на востоке страны, он с желанием откликнулся. Накануне отъезда из Новозыбкова (в 1933 году) Виктор написал стихи, которые стали последней его прижизненной публикацией на страницах «Ударника».

Вторая и наиболее плодотворная часть жизни Виктора Губарева связана с Уралом. Там, работая в редакциях газет Златоуста и Челябинска, он сближается с группой молодых поэтов, ставших затем известными — Борисом Ручьевым, Константином Реутом, Николаем Куштумом, Михаилом Львовым, публикуется в выходящих журналах «Штурм» и «Красная новь». Он поступает учиться на литературный факультет МГУ, заканчивает курсы комсомольских писателей, вступает в Союз писателей СССР, получив членский билет из рук М.Горького. В 1935 году в Челябинске вышел первый сборник Виктора Губарева, рецензию на который написал поэт Илья Френкель. В творчестве Губарева все больше появляется стихов, воспевающих Урал, его историю, трудовые свершения.

Незауряднось натуры Виктора Губарева, его организаторские качества отмечали многие из тех, кто с ним в то время общался. Даже на фотографиях взгляд, выражающий целеустремленность и волю, выделяет его среди сверстников и коллег. Его образ, поступки, манера поведения, общительность запомнились многим, отметившим это позже в воспоминаниях. Их оставили сокурсники Виктора — участники литературных семинаров и конференций и те, кто с ним трудился на журналистском поприще.

В Златоусте он становится лидером литобъединения «Мартен», а свою челябинскую квартиру превращает в своеобразный штаб молодых писателей, где они регулярно собираются, читают свои стихи, обсуждают новинки литературы. Вот воспоминания о нем Артема Маневича, которые он вкладывает в уста одного из героев своей повести «Волга совсем рядом», слегка изменив фамилию:

«У меня был друг детства Виктор. .. Мы начали дружить с самого первого класса. Я всегда знал, о чем он думает, Виктор же был в курсе моих мыслей. Мы читали одни и те же книги и в один и тот же день вступили в пионеры, а через несколько лет — в комсомол… Виктор был умный парень, что да, то да…

Мы вместе окончили девятилетку и вскоре уехали на Урал. Тогда все комсомольцы уезжали на Урал. Он замечательно писал стихи и очерки, взяли работать в областную комсомольскую газету… <…> Виктор иногда приезжал в Москву. Он читал мне свои новые стихи и рассказывал про уральские стройки. Стихи у него были такие, что самому хотелось опять поехать на Урал, на Магнитку или в Челябинск — на самый передовой край… Вот какой это был парень. Виктор был самый способный из нашего школьного литкружка. Тут уж ничего не скажешь, что да, то да».

Виктор Губарев (справа) и Артем Маневич в годы работы в редакции газеты “Ударник”

У А. Маневича сохранилось немало стихов и прозы В. Губарева, которые он в 60-е годы передал издателям для публикации. Среди них были и эти строки, обращенные к своему «московскому другу»:

Рядом с ветром, седым и низким,

Птицы грузно ле тят на юг.

Ты мне вспомнился, очень близкий

И далекий московский друг.

Я не знаю, какие закаты

Поднимаются над Москвой.

Может, тучи висят над Арбатом,

Осыпаются над тобой.

Не забывал поэт и родной город. Новозыбков в его стихах появляется образом далекой «садовой», «песенной стороны»:

За буранами грозовыми

Ты отсюда не видна,

Сторона моя садовая,

Песенная сторона.

Полный планов и надежд, Виктор щедро делится новыми задумками с друзьями, коллегами, читателями. Один из его школьных товарищей Арон Эпштейн, известный новозыб- ковский журналист, так вспоминает о встречах с Губаревым в середине 30-х годов:

«Обычно летом, приезжая в гости к родным, обязательно посещал редакцию. Внимательно просматривал подшивки, давал дружеские советы по содержанию и верстке газеты. Особенно интересовали его «Литературные страницы».

«Виктор работал над книгой стихов… С большим волнением говорил, что решил написать поэму о трех Иванах: Иване Калите, Иване Грозном и Иване — нашем современнике.

— Это будет гимн нашему всемогущему русскому Ивану. Я хочу показать трех Иванов, стоящих на трех гранях исторического развития нашей Родины».

Но его мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Людей с активной позицией и самостоятельным мышлением власть не жаловала и быстро подрезала крылья. Последней прижизненной публикацией Виктора Губарева стала подборка стихов в челябинском альманахе «Стихи и проза» за 1937 год. Написанная им поэма «Зимняя сказка» до читателей так и не дошла, а следы рукописи пропали в издательстве, откуда она, скорее всего, была изъята.

Зимой 1937 года по несправедливому доносу он был арестован, а 4 января 1938 года осужден и в тот же день расстрелян в Челябинской тюрьме. Стандартное обвинение («контрреволюционная деятельность, участие в троцкистской организации»), скоропалительный суд, жестокая расправа… Обыденная тогда и с трудом воспринимаемая сейчас правда жизни 30-х годов. Последние его слова из застенка в записке родителям: «Милые мама, папа! Не горюйте. Выяснится. Я невиновен…».

Никто и ничего не собирался выяснять, все заранее было предопределено. Пуля палача остановила сердце и на взлете прервала жизнь и творческий путь Виктора Губарева. Ему было неполных двадцать четыре года. У каждого погибшего поэта есть свой Дантес, иногда и не один, однако кто взял на себя роль доносчика, так и осталось тайной, спрятанной в архивах Лубянки, тем более это была всего лишь одна из многих и многих жертв, положенных на алтарь борьбы за «светлое будущее».

Постановление о восстановлении В.Ф. Губарева в рядах СП СССР

Имя Виктора Губарева на долгие 20 лет было вычеркнуто из литературы. Реабилитации своего единственного сына мать Елена Васильевна Губарева, прожившая всю жизнь в Новозыбкове, дождалась лишь в конце 50-х годов. В 1966-м «Литературная Россия», благодаря ее стараниям, публикует на двух страницах материал о творчестве поэта (статья А. Эпштейна) и подборку его стихотворений. А в 1968 году Южно-Уральское книжное издательство выпускает сборник стихотворений Виктора Губарева «Предчувствие весны», куда вошли 28 поэтических произведений. В нем можно было познакомиться и с первой публикацией тогда молодого челябинского литературоведа Лидии Гальцевой (впоследствии не раз обращавшейся к теме репрессированных уральских поэтов), посвященной жизни и творчеству нашего земляка.

Отмечая заслуги Губарева, автор статьи приводит воспоминания его друзей — Алексея Ионова, Миколы Нагнибеды, Бориса Ручьева, Михаила Люгарина, Якова Вохменцева. Все они когда-то учились и работали вместе с Виктором Губаревым. Нужно отметить, что уральское краеведение за это время внесло значительный вклад в литературоведческие изыскания о В.Ф. Губареве, — появился целый ряд публикаций о его творчестве, было издано несколько коллективных сборников и антологий, включающих произведения В. Губарева, выпущенных в Челябинске и Златоусте.

Безусловно, он многое не успел. Его литературному дару предстояло еще во всю силу проявить себя. Ведь его отличали явный талант, глубина творческих исканий, широта взглядов. Однако и то, что написано им и сохранилось — стихи, поэмы, рассказы, — уже вошло в фонд литературного краеведения. Для нас же он навечно останется молодым и прекрасным в своих мечтах поэтом, так и не испытавшим «возможности постареть».

Имя Виктора Губарева, к большому сожалению, до сих пор нигде и никак у нас не увековечено. Нет и мемориальной доски на доме, где он жил, нет изданных у нас в области его произведений, а то немногое, что появлялось в периодической печати к предыдущим юбилеям поэта, — пока удел энтузиастов. Помочь в полномасштабном восстановлении имени и творческого наследия нашего земляка могло бы более активное участие нашей официальной культуры, муниципальных и областных органов власти.

Константин ПОПОВ

Впервые статья опубликована в «Брянской

Учительской Газете» №4 от 7.02.2014 г.

Читать по теме:

Извините, комментарии закрыты.