Архив за день: 12 февраля, 2021

СВЯТКИ

СВЯТКИ

Время от праздника Рождества Христова до Крещения называется святками, т.е. святыми днями. А раз это- святые дни, то и должно проводить их свято, богоугодно: должно особенно избегать творить грешныя дела, а стараться проводить все время по-христиански. В эти святые дни святые отцы воспретили совершать даже браки, желая показать, что сии дни должны быть днями не плотской греховной радости, а именно духовной и святой.

А так ли у нас проводят это святое время? Нет, совсем напротив. Стараются провести его как можно грешнее и безобразнее, как можно меньше думать о духовном, о душеспасительных делах. Как нарочно, в святки с особенным усердием совершаются: пьянство, пляски, ряженье, маскарады и прочия безобразия, им же несть числа.

Хуже всего то, что люди, и даже христиане, не считают всего этого грехом, а чуть не добродетелью, и в лучшем случае, делом средним, в нравственном отношении безразличным; в особенности это говорят о танцах и пляске.

Об этом я и хочу поговорить в настоящий раз.

Что такое танцы или пляска? – Это, говорят, известного рода движения тела под так звуков музыки или песни.

Но вот что удивительно и непонятно: почему под звуки непременно надо прыгать? Если взглянуть беспристрастно и с рассуждением на это дело, то не найдешь никакого разумного основания и оправдания этому непроизводительному и пустому труду: прыгать и кривляться под известные звуки.

Почему некоторые не могут даже удержаться, чтобы не прыгать когда заиграет музыка, а иные совершенно равнодушны к этому?

Потому, что у одного преобладают телесныя, низшия чувства, а у другого – душевныя. У кого умственные способности, рассудок, воля, самообладание и вообще высшие душевные чувства мало развиты, а физической энергии много, тот не может удержаться , чтобы не прыгать, при самом ничтожном поводе к тому.

Это особенно видно на дикарях, стоящих на самой низкой ступени умственного развития, которые, по свидетельству путешественников, пляшут даже, если кто махнет рукой. Они подражают невольно всякому движению европейцев. Таким образом, ясно, что танцы или пляска, есть признак скудоумия, духовного убожества или остатки дикости и варварства.

Ведь всего безумия, неприличия и безобразия, странных телесных движений, – прыганья, верченья, кривлянья и пр., называемых в совокупности танцами, плясками, – не видят только потому, что присмотрелись к этому. К чему человек не может присмотреться? К какому запаху не может принюхаться? И чего только он не считает обычным и странным? Ведь в некоторых странах до сих пор еще во время танцев режут себя ножами, уродуют себя и друг друга иногда на смерть. И не находят это страшным или даже странным.

А чем наши цивилизованные пляски и танцы лучше этого? Тем, что не режут себя? Но вот недавно писалось в газетах, что один молодой парень из интеллигенции во время танцев зарезал свою невесту.

Да и помимо этого танцы сами по себе суть не иное что, как самый ужасный и нелепый обычай.

Ведь, если бы наши танцоры и плясуны попали бы в такую страну, где никогда не видали танцев и ничего не слыхали о них и начали бы танцевать и плясать, прыгая, вертясь и кривляясь по всем правилам этого глупого искусства, то их,- ей, ей!- приняли бы за сумасшедших и посадили бы в дом умалишенных.

У нас же-наоборот. Считают некультурным, чуть не варваром того, кто не кружится, не прыгает, не кривляется и вообще не делает того, что принято называть танцами или пляской.

Не напротив ли господа!

И вот под влиянием такого глупого общественного мнения, сказать точнее предрассудка, многие, чувствуя отвращение к танцам, все-таки учатся этому нелепому искусству вертеть ногами, прыгать, кривляться и т.п.

Никогда не следует этого делать. Никогда не следует быть угнетенным рабом общественного мнения, особенно в таких предметах, которые претят твоему разуму, совести и закону христианскому.

Не имея доказательств от здравого рассудка в защиту таких грубых и глупых остатков варварства, как танцы и пляски, любители и защитники этих  странных телодвижений выставляют святое Писание , будто оно говорит в пользу плясок. Где же они находят это?

-А вот,- говорят, – царь Давыд скакал перед заветом ковчега Господня, когда его переносили в Иеросалим.

Но протов этого можно возразить, что обычаи Ветхаго Завета нам, христианам, исполнять не подобает. Если делать то, что делал Давыд, то , пожалуй можно не только плясать, но и иметь наложниц по нескольку сот! Ведь Давыд имел их до трехсот! А также потребуется приносить и кровавые жертвы из животных. Не надо забывать, что обычаи и события Ветхаго Завета, которые справедливо называется плотским и грубым, в Новом Завете должно понимать и исполнять духовно.

В частности о скаканьи пророка Дывыда церковь объясняет, что он ” пред сенным ковчегом скакаше, играя, людие же Божии святии образ сбытия зряще, веселимся Божественне”, т е что Богоотец Давыд плясал пред ковчегом, мы христиане должны исполнить это не буквально, видя исполнение ветхозаветного прообраза, а должны веселиться Божественно, духовно, по-христиански, а не-еврейски или по-язычески. А танцы и пляски разве не языческий, не варварский, не дикарский способ веселиться?

Чтобы ни говорили в защиту такого дикого веселья, как прыганье, подскакиванье и верченье, но его нельзя оправдать ни здравым смыслом, ни авторитетом и менее всего священным Писанием. Танцы и пляска, не мудрствуя лукаво, лучше и прямее всего можно объяснить желанием совершать самый грубый плотской грех самым утонченным образом.

Я спросил одного танцора: для чего вы танцуете, какая цель, какой смысл этого? Он откровенно заявил, что для эротических возбуждений, т е для совершения греха против седьмой заповеди. А это уже дело не безразличное,  а именно самое безнравственное. В самом деле, если всяк иже воззрит на жену, ко еже вожделе ей, уже любодействова с нею в сердце своем (Матф., зач. 13), то тем более любодействует тот, кто не только смотрит на другой пол с этой целью, но и действует более решительно, обнимая его и приводя в движение все свои члены.

Стыдитесь, господа, а не защищайте того, чего надо стыдиться!

Как не стыдно родителям учить своих детей танцевать, толкая  их прямо на путь греха, на путь разврата, что, к ужасу, приходится нередко наблюдать.

Любители диких верчений и глупых кривляний, именуемых танцами, в оправдание говорят: “Я танцую, но никого не обижаю, не ворую”. Но разве это оправдание? Ведь и вор может сказать, да и говорит:”Я ворую, но никого не обижаю, потому, что у них остается еще больше”. Фарисей не танцевал и не делал никакого зла, а творил только добрые дела, но за то, что считал себя лучше других, получил осуждение.

Не то же ли делаешь и ты, как бы говоря: ” Боже, благодарю тебя, что я танцую, а не ворую, что я не таков как те, которые других обижают”.

Фарисей еще не дошел до такой дерзости, нахальства и кощунства, до какого доходят теперешние именуемые христиане, оправдывающие себя тем, что они не такие грешники, как другие. Нет, господа, что ни говорите, как ни вертитесь во время пляски, или после, а свои грубые, глупые, с блудною целью проводимые телодвижения ничем не оправдаете. Их осуждает Сам Спаситель, против них возстает священное Писание, ими возмущается совесть, на них негодует здравый смысл. танцы и пляски может оправдать только один порок или грех, именуемый развратом. Недаром же бесы так любят танцы и пляски. Когда они обольстили Исаакия Затворника, то не нашли ничего более приятного для себя, как прыгать и танцевать. “Наш Исакий!- кричали они. – С нами да воспляшем!” И, действительно, плясали с ним всю ночь. И до того его бедного всего уходили, что когда иноки пришли к нему, то не узнали, жив ли он, или помер. Вот, как приятно бесам, если кто танцует: чем больше, тем для них лучше. Танцуйте же, господа, и пляшите, и все подобное творите, если хотите угодить бесам, досадить Богу, лишиться царствия Небесного и получить муку вечную.

Послушайте, что говорится в книге “Златоуст”:

“Егда бо в день недельный, (а в святки в особенности) изыдеши на улицу, то обрящите овы гудяща, иныя плещуща и песни пустошныя поюща, и пляшуща: овы борющася, и очина понывающа и друг друга на зло поучающа.  Но горе таковым будет, аще ся того не останут: по смерти бо осуждены будут во тму кромешную со дияволом мучаться вовеки… На игрища пришед узрети вся пагубныя диявольская действия: поющих и пляшуших, гудующих же и плешущих, и самохотне бесными творящихся, и убивающихся. Такова суть дела на проклятом соборе (сборище) том. Темже и мзда им пагуба есть. Таков бе и Иродов собор (собрание): вшедши бо Иродияда пляса, и угоди плясанием Иродове, и святую Иоанову главу испроси усекнути. О, злое и проклятое плясание! О, лукавыя жены прошение! О, невесты сатанины многовертимое плясание! Плящущая бо жена любодеица есть диявола, супруга адова, невеста сатанина. Вси любящие плясание безчестие Иоанну Предотечи творят, и со Иродием в неугасимы огонь, и в неусыпаемый червь осудятся, аще не престанут от сего и не покаются” (Злат. сл. 64, в нед 6.

 И. Усов (Иннокентий).

РАЗГОВОР НА ПАРОХОДЕ

РАЗГОВОР НА ПАРОХОДЕ На волжском пароходе все каюты были заняты. Даже в общей мужской свободным было только одно место. Пассажиры в ней были самые разнообразные. На одной из пристаней вошел человек лет сорока с окладистой бородой в простонародной одежде. Заняв оставшееся свободным место, он три раза истово перекрестился, когда тронулся пароход. — Вы, должно быть,… Читать далее…

ЧЕРНОЕ СЛОВО

ЧЕРНОЕ СЛОВО В одном из сел северо-восточных губерний был священником о. Григорий. Он получил хорошее образование и был довольно начитан как духовных, так и светских книг. Поставлен он был в священники очень молодым, когда ему не исполнилось еще и двадцати пяти лет. В приход поступил он с самыми благими намерениями: исправить все пороки и недостатки… Читать далее…

ЧТО БОГ ДАЕТ, ТО К ЛУЧШЕМУ

ЧТО БОГ ДАЕТ, ТО К ЛУЧШЕМУ В селе Забегаевке, находящемся в самом глухом уголке необъятной России, был бедный поп о. Иоанн, самого простого нрава, как и все его прихожане. Он не учился ни в каком училище, грамоту усвоил уже взрослым от дьячка, да еще от лавочника. Но несмотря на это, он был горячо верующим, и… Читать далее…

НЕВИННОСТЬ

НЕВИННОСТЬ В одной пустыне, вдали от людской суеты и грешных дел, жил великий угодник Божий. При нем был в качестве ученика юноша, которого он случайно нашел, нескольких месяцев от рождения, выброшенным возле большой дороги. Вероятно, это было внебрачное дитя какой-нибудь несчастной девушки, желавшей скрыть свой грех. Старец много не рассуждал: он счел эту находку за… Читать далее…

УСОВ Иван (Иннокентий)

УСОВ Иван (Иннокентий)

Иван Григорьевич Усов, в монашестве Иннокентий (1870 -1942), родился 23 января в посаде Святском Суражского уезда Черниговской губернии (ныне Новозыбковский городской округ Брянской области). В дальнейшем епископ и митрополит Русской старообрядческой православной (Белокриницкого согласия) церкви. Закончил начальное училище, учился иконописанию в Святском посаде, где существовали несколько мастерских. С 1891 г. служил в 16-м Ладожском пехотном… Читать далее…