Иван Григорьевич Усов, в монашестве Иннокентий (1870 -1942), родился 23 января в посаде Святском Суражского уезда Черниговской губернии (ныне Новозыбковский городской округ Брянской области). В дальнейшем епископ и митрополит Русской старообрядческой православной (Белокриницкого согласия) церкви.
Закончил начальное училище, учился иконописанию в Святском посаде, где существовали несколько мастерских. С 1891 г. служил в 16-м Ладожском пехотном полку, стоявшем в Ломжинской губернии в Польше. После завершению военной службы (1995), поселился в селе Безводное Нижегородского уезда Нижегородской губернии, где стал учеником и помощником священноинока Арсения (Швецова). Был активным участником Братства Святого Креста – миссионерской (начетнической) организации. Первое крупное сочинение Усова – «Разбор ответов на 105 вопросов», было издано в конце 1896 года.
Отдельные труды и статья еп. Иннокентия в журнале “Голос церкви”, вышедшие до 1917 г.
В 1902 году постановлением Освященного собора старообрядческих епископов Русской православной старообрядческой церкви определён в епископы, посвящён в инока 28 октября 1902 года епископом Уральским Арсением (Швецовым), с именем Иннокентий. В 1903 г. принял кафедру епископа Нижегородского и Костромского.
В 1904 году основал первый древлеправославный журнал «Старообрядческий вестник», печатавшийся в Австро-Венгрии. После императорского указа 1905 году о свободе вероисповедания издавал в Нижнем Новгороде журнал «Старообрядец», а после его закрытия за публикацию статьи «Духовенство господствующей церкви в изображении русских писателей новейшего времени» — журнал «Старообрядцы». Был членом Союза старообрядческих начётчиков, председательствовал на его съездах.
Принадлежал к старообрядческим священнослужителям, которые не чуждались общения со светскими людьми, чиновниками. В России им был основан монастырь, учреждены учительские курсы, созданы несколько училищ, содержавшихся за счет земства. Смелый и предприимчивый, он много раз лично обращался к правительству с ходатайствами и почти всегда находил поддержку. Известный писатель Михаил Пришвин вспоминал о своей встрече с епископом Иннокентием в своей книге «У стен града невидимого». Иннокентий был хорошо знаком и до конца своей жизни дружил со старообрядческим писателем и религиозным деятелем Федором Мельниковым.
В 1910 году была издана его известная книга “Слова и речи”. В 1916 году принял участие в последнем заседании Петроградского религиозно-философского общества. Во время Гражданской войны активно поддерживал белое движение, читал лекцию «В защиту религии» в Добровольческой армии. Составил «Молитву об избавлении России от безбожников», в которой содержались следующие прошения к Богу:
Сохрани мир Свой от патлы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзаюших и убивающих тьмами ни в чём не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложить злолютых врагов рода человеческаго… и свободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев.
За свою антибольшевистскую деятельность еще при жизни был приговорен к расстрелу. В 1920 году эмигрировал в Румынию, с 1920 — управляющий Кишинёвской епархией, хотя утвержден был значительно позже, в 1935 году.
В эти годы активно участвовал в духовно-религиозной деятельности, занимался литературно-богословским творчеством, участвовал в издании старообрядческой литературы. Его книги и полемические сочинения были переизданы в местах компактного проживания старообрядцев за рубежом — во Франции, Польше, США, Канаде, Румынии. В 1936 г. епископом Иннокентием (совместно с Ф. Мельниковым) была написана история старообрядчества, его основы и отличия от других вероисповеданий
В 1941 году Иннокентий стал Митрополитом Белокриницким, У него были масштабные планы по улучшению деятельности митрополии, созданию центра просвещения, школ во всех заграничных приходах, типографию, заняться изданием журнала и книг. Но, к сожалению, главой старообрядческой епархии пробыл недолго. Уже больным был перевезен в с. Писк под городом Браила, где 16 февраля 1942 г. скончался. Похоронен там же.
Иван Усов (Иннокентий) оставил после себя много литературных трудов: статей религиозного содержания, письменно оформленных проповедей, другой церковной публицистики, ряд художественных произведений, которые называл литературными опытами. Среди них рассказы, письма, очерки, послания. Многие из них публиковались в старообрядческой периодике того времени, продолжают появляться на страницах современных изданий. Его творчество и апологетика дождались и своего обобщения: в 2014 году вышел первый том собрания сочинений.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ИЗ СВЯТСКА
РАССКАЗЫ:
СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ И ПУБЛИЦИСТИКА:
Извините, комментарии закрыты.